Условия полного освобождения уплаты налогов. Основания для освобождения от налогов. Существует ли освобождение от налога на имущество для ИП и ООО на спецрежимах

В России такой преференцией пользуются физические и юридические лица, указанные в НК РФ.

Освобождение от перечисления НДФЛ

Согласно ст. 207 НК РФ, плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) являются резиденты РФ, которые получают доходы на территории страны и за ее пределами, и иностранцы, получающие доход на территории РФ.

Из положений НК РФ следует, что от уплаты НДФЛ освобождены следующие виды доходов физлиц:

  • декретные пособия;
  • пенсии;
  • стипендии;
  • гранты;
  • алименты;
  • компенсационные выплаты;
Дополнительные преференции, связанные с этим налогом, выражаются в форме вычетов. Это суммы, на которые уменьшается фискальная база, рассчитываемая для гражданина за текущий период.

В НК РФ предусмотрены:

  • стандартные вычеты. Положены лицам, имеющим несовершеннолетних детей;
  • социальные. Действующие для тех, кто оплачивал лечение, обучение себе или близким родственникам;
  • имущественные. Для граждан, приобретающих собственное жилье;
  • профессиональные. Положены представителям определенных профессий.

Освобождение от имущественного налога

Перечень граждан, освобожденных от перечисления имущественного налога, указан в ст. 407 НК РФ. В ней указаны следующие категории лиц:
  • граждане, уволенные с воинской службы, на которой трудились не менее 20 лет;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации;
  • граждане, имеющие высокие государственные награды;
  • участники боевых действий;
  • родители, супруги военных, погибших при исполнении долга;
  • пенсионеры.
Освобождение предоставляется лицам, владеющим небольшими (до 50 м кв.) постройками на земельных участках, предназначенных для ведения дачного хозяйства.

Освобождение от транспортного налога

Это региональное бюджетное обязательство, поэтому список лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога, определяется властями субъектов РФ. В него входят следующие категории граждан:
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • участники военных действий;
  • военнослужащие на пенсии;
  • лица с ограниченными возможностями;
  • обладатели госнаград;
  • родители детей с инвалидностью.

Освобождение от налогов для бизнеса

Действующее законодательство дает властям регионов право устанавливать «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей, если они соответствуют следующим критериям:
  • впервые зарегистрировали ИП после принятия нормативного акта об освобождении от налогов;
  • выбрали в качестве фискального режима «упрощенку» или патентную систему;
  • работают в сфере производства, оказания бытовых или социальных услуг, науки.
Если предприниматель отвечает перечисленным критериям и в регионе его регистрации принят соответствующий закон, он может рассчитывать на полное освобождение от уплаты налогов на два года.

Если ИП использует УСН, для оформления «налоговых каникул» ему не нужно подавать документы. Он не платит налог, а по итогам года сдает декларацию со ставкой 0%. Если он переходит на патентную систему, то в заявлении указывается ставка 0% и номер статьи регионального нормативного акта, дающего ему право на освобождение от бюджетных обязательств.

В нашем государстве существует огромное количество налогов, которые обязаны уплачивать в бюджет страны физические лица, организации и предприниматели. У каждого физического или юридического лица возникает законное желание снизить это налоговое бремя.

Для того освобождения от уплаты обязательных платежей нужны веские основания. Законом установлены льготные категории граждан и организаций, которые в полном объеме или частично получают налоговое послабление. При этом это не только пенсионеры или малоимущие граждане.

Не каждый налоговый агент знает свои права. Кто и на каких основаниях может не уплачивать тот или иной тип сборов в бюджет государство выясним из данного материала.

Как законно освободиться от уплаты транспортного налога?

На основании российского законодательства, каждый гражданин государства или предприятие обязаны уплачивать транспортный сбор, при условии, что принадлежащее им транспортное средство прошло официальную регистрацию в отделении ГИБДД.

Каждый обязательный платеж имеет исключение. Это правило распространяется и на владельцев автомобиля.

Если для физических лиц, относящихся к определенной категории граждан, предусмотрено льготное налогообложение, то юридические лица обязаны уплачивать налог на транспорт в полном объеме в соответствие с региональным законодательством.

Категории граждан на легитимных условиях, освобожденных от перечисления транспортного сбора можно посмотреть в НК РФ ст. 356-363, а так же региональных постановлениях. Например, в Москве, начиная с 2008 года, действует льготный №33 закон, в котором собственный взгляд на тарифы.

Если не заполнить бланк специального заявления и не предоставить его в ФСН по месту жительства льгота по неуплате налога на владельцев авто действовать не будет. Форму документа можно скачать с официального сайта налоговой инспекции.

Законные основания для освобождения инвалидов от уплаты транспортного налога

Российское законодательство, как на региональном, так и федеральном уровне едино в отношении предоставление льготного налогообложения лицам с ограниченными возможностями.

Под категории инвалидности – попадают граждане России, которые полностью или частично потеряли способность к труду. Данное условие должно быть подтверждено специальным медико-санитарным заключением. Именно комиссия, на основании своих выводов и государственных рекомендаций, присваивает гражданам определенную группу инвалидности:

  • 1 группу;
  • 2 группу;
  • 3 группу.

Важно! В независимости от группы лица, получившие транспортное средство от органов социальной защиты полностью освобождаются от уплаты налога при условии, что автомобиль имеет мощность не более 100 л/с.

Претендовать на освобождение от уплаты транспортного сбора могут следующие граждане с ограниченными физическими возможностями:

  1. Инвалиды 1 и 2 группы.
  2. Нетрудоспособные лица 2 и 3 группы, которые имеют серьезные ограничения в отношении рабочей деятельности.
  3. Граждане, получившие инвалидность в результате участия в ликвидации аварийных ситуаций на региональном уровне или т.п.

Полезная информация. Инвалидность 3 группы не является причиной для отказа в получении налоговой льготы.

Существует несколько категорий ИП, которые могут быть освобождены от определенных налогов.

Для того чтобы понять на какие налоговые послабления имеет право индивидуальный предприниматель, нужно разобраться на какой системе налогообложения он находиться:

  • Общая система налогообложения. Здесь уплачивается НДФЛ, НДС и налог на имущество;
  • Упрощенная система (УСН). Взимается единый налог;
  • Сельскохозяйственный налог;
  • Патентная система перечисления сборов.

При этом не стоит забывать, что даже начинающий бизнесмен обязан уплачивать налоги с первых дней открытия дела.

Вновь зарегистрированные предприниматели могут претендовать на некоторое послабление налогового бремени. Во многом льготы зависят от региона, в котором ведется малый бизнес.

  1. Производство.
  2. Научные разработки.
  3. Предоставление бытовых услуг.
  4. Развитие социальной сферы.

Важно! Каждый регион имеет право самостоятельно определять льготные категории предпринимателей, а также устанавливать ограничения по количеству сотрудников, объему доходов и любым другим критериям.

Подробнее о том, как можно застраховать ИП, вы сможете прочесть

В каких случаях предусмотрено освобождение от налога на прибыль

На основании налогового кодекса РФ налога прибыль обязаны уплачивать все организации, ведущие производственно-хозяйственную деятельность с целью получения дохода, а также ИП, находящиеся на общей системе налогообложения.

Для освобождения от уплаты налога на прибыль должны быть веские основания, к ним относятся:

  1. ИП, находящиеся на особой системе налогообложения (единщики, приобретающие патент или оплачивающие сельскохозяйственный налог).
  2. Предприятия, имеющие статус участника проекта «Сколково». Они получают временное послабление сроком на 10 лет, при условии, что на протяжении всего этого времени они останутся участниками программы.
  3. Лица, уплачивающие государству игорный налог.
  4. Организации, занятые в подготовке Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В качестве плательщиков налога на прибыль не рассматриваются бюджетные организации, благотворительные фонды и тому подобное, так как целью их деятельности не является получение дохода.

На перечисленные выше учреждения и организации распространяется возможность не платить НДС, так как в этом налоге нет необходимости.

В каких случаях предусмотрено освобождение от налога на имущество

Имущественный налог относиться к региональному, поэтому именно субъекты федерации определяют льготные категории граждан или юридических лиц.

Есть и федеральные льготники, то есть лица которые имеют право не платить налог на недвижимость независимо от того в какой субъекте федерации они проживают. Исчерпывающий список представлен в ст. 407 НК РФ, это:

  1. Инвалиды 1 и 2 группы, а также получившие данный статус в детстве.
  2. Герои СССР и РФ.
  3. Военнослужащие, лица, уволенные со службы по выслуге лет или в связи определенными обстоятельствами, члены их семьей.
  4. Другие категории граждан.

Если у льготного лица во владении два имущественных объекта, под освобождение попадает только один, в отношении второго необходимо произвести уплату налога на имущество.

В случае продажи квартиры, дома, гаража или дачи плательщиком налога становиться новый владелец с момента регистрации собственности.

Может ли организация получить освобождение по уплате налога на имущество

Все юридические лица, имеющие в своем владении недвижимое имущество, находящееся на территории России, обязаны уплатить в казну государства соответствующей налог.

На основании НК РФ некоторые организации имеют право не платить имущественный сбор. Это утверждение закреплено на федеральном уровне, поэтому распространяется на все регионы. От уплаты налогов освобождаются следующие учреждения:

  • Тюрьмы и другие исправительные учреждения, в которых содержаться граждане, лишенные свободы на определенный срок;
  • Религиозные организации либо объединения приравненные к ним;
  • Компании, занимающиеся производством определенной группы лекарственных препаратов. Например, противоэпидемиологических средств;
  • Общество инвалидов.

Если принадлежащая недвижимость используется не по основному назначению, юридическое лицо обязано уплатить с нее имущественный налог.

В каких случаях предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога

Любое юридическое или физическое лицо, имеющее во владении или пользовании землю, обязано платить государству налог.

Важно! Если физическое лицо имеет право на землю на бессрочный период, это не освобождает его от обязанности уплаты земельного налога в казну государства.

Облегчение налогового бремени предусмотрено как на федеративном, так и региональном уровне.

С полным списком льготников можно ознакомиться в ст. 395 НК РФ. В него входят те же бюджетные учреждения, которые освобождаются он налога на имущество. Перечень льготников дополняются:

  • Коренными жителями северных регионов, которые отнесены к малочисленным этническим группам;
  • Компаниями, относящимися к инновационному проекту «Сколково».

Пользоваться льготой можно, если земля не используется для коммерческих целей.

Инвалиды, чернобыльцы имеют право на уменьшение кадастровой стоимости земельного участка. На данный момент сумма уменьшения – 10 000 рублей.

Льгота не применяется автоматически, для ее использования необходимо подать соответствующее заявление в налоговую.

Заявку на уменьшение могут подавать как физлица, так и организации. Подача документа сопровождается сбором различных справок. В каждом регионе могут быть свои категории льготников.

Поэтому порядок предоставления льгот пользователям земельных участков и водного пространства в каждом субъекте федерации свой.

По российскому законодательству к многодетным относятся семьи, на попечении которых находится от трех и более детей в возрасте до 18 лет. При этом, совершенно не важно являются ли ребята собственными или приемными.

Государство заботиться о семьях с детьми, поэтому разработало для них ряд программ, помогающих существенно сэкономить на уплате налогов.

Наибольшую экономию дает налоговый вычет по НДФЛ. Здесь действует федеральная программа, позволяющая многодетным родителям существенно уменьшиться суммы перечислений по подоходному налогу.

Кроме этого, на региональном уровне могут существовать льготы по следующим налогам:

  1. Транспортному.
  2. Земельному.
  3. Имущественному.

Степень послабления налогового бремени во многом зависит от региональных демографических программ. Поэтому льготы могут существенно отличаться в зависимости от региона проживания.

В некоторых субъектах федерации один из родителей полностью освобождается от уплаты налога на транспорт или имущество.

При каких обстоятельствах происходит освобождения от налога на дарение

Дарение – это очень часто используемая процедура для передачи квартиры или машины близким родственникам. Затраты, на оформление дарственной не существенны, по сравнению со стоимостью передаваемого объекта.

Подарок передается безвозмездно, но при этом одаряемый получает существенную выгоду. А подобная прибыль должна облагаться налогом на дарение (13% от зарегистрированной суммы передаваемого имущества).

Не уплачивать этот сбор имеют право следующие лица:

  • родные и приемные дети;
  • муж или жена;
  • внуки, только первого поколения. Правнуки уже оплачивают налог;
  • братья и сестры.

Все остальные лица, которые не являются близкими родственниками, обязаны уплачивать налог на дарение.

Случаи, когда применяется налоговая амнистия, то есть полное освобождение от уплаты налогов

Налоговая амнистия – это действие со стороны ФНС в отношении граждан либо организаций, которые нарушили налоговое законодательство. То есть в результате нарушения налогового законодательства у налоговых агентов на определенную дату могла сформироваться задолженность по различным налогам и сборам.

В результате включения механизма действия амнистии долг может быть списан полностью или частично.

Важно! Практически каждый год объявляется амнистия на задолженность по одному или нескольким налогам. Например, в 2018 году «простили долги» физическим лицам и предпринимателям по транспортному налогу.

Несмотря на то, что в России предприятия, граждане и ИП должны оплачивать большое количество разнообразных налогов и споров, существует масса послаблений, о которых следует знать. За всеми необходимыми разъяснениями необходимо обратиться к сотруднику налоговой инспекции по месту регистрации и подать письменный запрос. В течение 10 дней можно получить информацию о причитающихся льготах.

Подробнее об освобождении от налогов на имущество вы можете узнать в этом видео:

Многим физическим и юридическим лицам приходится уплачивать земельный налог. Но есть некоторые категории лиц, которые такого обязательства не имеют.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Рассмотрим, кто может быть освобожден от уплаты данного налога в Российской Федерации в 2019 году.
Если лицо является владельцем земельного участка на территории Российской Федерации, ему придется платить земельный налог.

Такой платеж производится не только гражданами, в чьей собственности находится объект, но и лица, что пользуются участком на постоянной основе или на праве пожизненного наследуемого владения. Это основное отличие налога на землю от налога на имущество.

Общие моменты

Все граждане России являются налогоплательщиками нескольких видов налогов. Они должны платить налог с полученной прибыли (), на землю, и др.

Но есть некоторые лица, которые являются льготниками, и могут частично или полностью избежать уплаты налога.

Необходимые термины

Земельным налогом называют платеж, что определяется с учетом облагаемой налогом земельного участка.

Такая сумма определяется Налогово-таможенным департаментом с учетом полученной информации от органа местного самоуправления.

Налог на землю — региональный. Его перечисляют в полном объеме в бюджет единицы местного самоуправления.

В отношении земли, что упоминается нормативным актом об охране природы (заказника, зон с ограниченным пользованием и т. п.), налог платится в размере 50% от устанавливаемой ставки.

Нормативная база

Информация о земельном налоге содержится в (). При рассмотрении вопроса обложения налогом земельных участков стоит ссылаться также на законы регионального уровня.

Ведь государство дает право местным властям устанавливать для некоторых категорий лиц по своему усмотрению. Главное, чтобы при этом не были нарушены федеральные нормы.

Кто освобождается от уплаты земельного налога в России

Перечень лиц, которые могут не уплачивать земельный налог, есть в .

Это касается лиц, что арендуют земельные участки, используют их на безвозмездной основе или вправе воспользоваться льготой.

Лица, обязанные уплачивать

Налогоплательщиками земельного налога считаются компании и граждане, которые владеют земельными участками на правах , постоянного использования или пожизненного наследуемого владения.

Если у таких лиц земля находится во владении на другом основании (по , в определенный период), тогда платеж не производится.

Право на объект можно подтвердить свидетельствами о госрегистрации прав, госактами на право использования участками, актами о предоставлении земель, иными справками, что были получены физлицами и компаниями.

Плательщикам земельного налога являются:

  • владельцы земельного участка;
  • пользователи земли, если она не переоформлена в соответствии с Законом о земельной реформе;
  • , если есть правами застройки;
  • пользовладелец, если есть соответствующее обременение;
  • лица, что вправе пользоваться участком, если отведено муниципальную или государственную недвижимость для добычи полезных ископаемых.

Государство будет платить налог на землю, которую возвращают, заменяют, компенсируют. Платится и с земель компенсированных, но никем не взятых в использование.

На кого действует льгота

Порядок использования льгот расписан в законодательных документах. Льготами можно воспользоваться только в том случае, если землю используют для ведения традиционного образа жизни и промыслов.

На 10 тыс. рублей могут уменьшить сумму платежа лица, что отражены в . Но учтите, что положенная льгота не будет применена автоматически.

Сначала стоит подготовить ряд справок и подать их в уполномоченный орган. Льготами по уплате земельного налога могут воспользоваться и юридические лица, которые заняты деятельностью, связанной с народными художественными промыслами.

Освобождены ли пенсионеры от уплаты земельного налога? В законодательстве федерального уровня нет положений, которыми устанавливалось бы право на льготу пенсионерам.

Но такое право может устанавливаться местными властями. На региональном уровне устанавливаются льготы, которые предполагают полное освобождение от перечисления суммы налога.

Могут также устанавливать конкретную сумму, которую лица могут не платить. Физические лица не могут вовсе не платить налог. Но вот уменьшить его размер — вполне.

К примеру, в Москве граждане могут использовать , величина которого составляет 1 млн. рублей. Такая возможность есть у инвалидов, многодетных семей, чернобыльцев и т. д.

Условия, которые стоит выполнить, чтобы получить льготу по уплате налога на землю:

Кто не подлежит налогообложению по Налоговому кодексу

Чтобы уточнить данную информацию, стоит обратиться к налоговому кодексу. Можно также проконсультироваться в отделении ФНС , где скажут, установлены ли дополнительные льготы в определенном регионе.

Обычно необходимые сведения представлены на стендах в офисах. Налог на землю стоит платить за все участки, кроме:

Тех, на которых законодательство запрещает Вести хозяйственную деятельность
Участков, что относятся к зонам специального режима заповедников Постоянного места обитания
Участков, которые относятся к строениям дипломатического и консульского представительства Иностранного государства или к их частям
Участков, что являются объектами пользования иностранных государств Или международных организаций в соответствии с соглашением, что заключено между Правительством республик и иностранными государствами
Участков, на которых располагается церковь Или молитвенный дом прихода
Земель муниципального органа Что находятся на административных территориях органа местного самоуправления (кроме случаев, когда такая земля используется лицом, чье землепользование не переоформлялось в соответствии с требованиями Закона о земельной реформе, или такой участок обременен правами застройки или правом пользования)
Участков под публичным водоемом или дорогой Что находится в публичном пользовании
Участков, которыми пользуются международные военные штаб-квартиры
Участков, что являются собственностью государства И имеют целевое назначение для общественного строения
Земель, что имеют целевое назначение общего использования К примеру, земля кладбища

Для физических лиц

  1. Герой СССР и России.
  2. Кавалер ордена Славы.
  3. Лицо, что имеет 1, 2 группу инвалидности.
  4. Лицо, которое является инвалидом с детства.
  5. Ветеран и инвалид ВОВ и участник боевых действий.
  6. Лицо, которое пострадало от радиации.
  7. Лицо, что участвовало в ядерных испытаниях и ликвидировало ядерные аварии.
  8. Лицо, что имеет лучевую болезнь.

В федеральных нормах прописаны категории лиц, которые не обязаны платить налог. Льготниками являются представители малочисленных коренных народов Севера, Сибири, дальнего Востока, их общин.

Видео: налог на землю и квартиру

Приведем пример льгот по уплате налога на землю, что установлены региональными властями г. Кемерово.

Совсем не придется перечислять средства в отношении земель:

Половину от суммы налогового платежа платят граждане, что имеют земли:

  • в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия;
  • под частными строениями, что находятся на определенных улицах;
  • предназначены для размещения частного дома, гаража (председателя).

Такое же право есть у:

  • одиноких граждан, которые имеют доход, составляющий менее 0,5 прожиточного минимума;
  • , детей и опекунов, что живут вместе;
  • неполных семей;
  • реабилитированных лиц, что подвержены политическим репрессиям;
  • , если дети не достигли совершеннолетия;
  • семей, что имеют ребенка с инвалидностью.

До 70% могут сэкономить управляющие организации технических парков, что были включены в соответствующий реестр.

Для юридических лиц

В законодательстве есть полный перечень компаний, которые могут не платить налог на землю. Данный список является закрытым. Но местные органы могут его дополнять по своему смотрению.

Какие организации освобождены от уплаты земельного налога:

  1. Организация уголовной исполнительной системы.
  2. Компания, которая имеет в собственности участки, на которых расположены автомобильные дороги.
  3. Религиозная организация, но если земельный участок используют исключительно по назначению или в целях благотворительности.
  4. Организация инвалидов.
  5. Компания, основная деятельность которой связана с производством и продажей изделий традиционного художественного промысла.
  6. Компания, что является резидентом особой экономической зоны.
  7. в центре «Сколково».
  8. Судостроительное предприятие, что находится в пределах особой экономической зоны.
  9. Общественная организация, которая имеет в штате больше 80% инвалидов, и земельный участок использован в деятельности, предусмотренной .

В полной мере освобождаются от перечисления налога субъекты, которые считаются специальными. Имеются в виду те субъекты, что выполняют ряд управленческих функций.

Это касается органов госвластей и местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений, государственных научных центров России.

Но в законодательстве есть условие — земля должна использоваться для выполнения соответствующих функций.

Как видите, далеко не все компании и граждане обязаны уплачивать земельный налог. Если вы не относитесь к льготникам согласно законодательным нормам России, выясните, не установлено ли дополнительных льгот региональными властями.

Для этого достаточно позвонить или явиться в отделение территориального налогового органа.

Если получить освобождение от уплаты налога не удается, тогда изучите положения, которые регулируют правила расчета платежа и порядок перечисления суммы.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

СТАТЬЯ 381. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 года №139-ФЗ;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.

Из всего приведенного в данной статье перечня можно выделить два вида льгот:

Первый вид предполагает полное освобождение от уплаты налога,

Второй вид предусматривает освобождение от налога организаций в отношении отдельного имущества, источника финансирования на содержание или использования данного имущества.

У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество.

При этом назначение или фактическое использование такого имущества значения не имеют.

К таким организациям относят:

1) Специализированные протезно-ортопедические предприятия.

Льгота по налогу предоставляется организациям, которые специализируются на производстве протезно-ортопедической продукции.

Обращаем Ваше внимание на то, что имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

2) Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе гражданами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Такое определение адвокатской деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Формами адвокатских образований являются:

Адвокатский кабинет,

Коллегия адвокатов,

Адвокатское бюро,

Юридическая консультация.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. При этом коллегия адвокатов вправе создавать филиалы.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, регулирующие деятельность коллегии адвокатов.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Таким образом, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций не облагается налогом на имущество организаций.

Имущество адвокатского кабинета не облагается налогом на имущество организаций по причине того, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а следовательно, не является плательщиком налога на имущество организаций.

3) Государственные научные центры.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также подготовку научных работников.

Если научная организация имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и такая научная и (или) научно-техническая деятельность получила международное признание, то Правительство Российской Федерации может присвоить ей статус государственного научного центра.

Таким образом, имущество научных организаций, имеющих статус государственного научного центра, освобождается от налога на имущество организаций.

На государственные научно – технические центры данная льгота не распространяется.

Льготы, которые имеют организации в отношении отдельных видов имущества, также можно условно разделить на те, которые установлены на неопределенный срок, и те, действие которых ограничено.

Статья 381 НК РФ предусматривает, что некоторые виды льгот по налогу на имущество организаций действуют только ограниченный период времени.

От уплаты налога на имущество освобождают следующие организации.

а) Организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

К объектам жилищного фонда относят: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристских), дома и общежития для приезжих.

Объектами коммунального хозяйства являются:

Объекты внешнего благоустройства;

Улично-дорожная сеть;

Искусственные сооружения;

Объекты инженерной защиты города;

Зеленые насаждения общего пользования;

Уличное освещение;

Сооружения санитарной уборки городов;

Здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов;

Сооружения и оборудование пляжей и переправ;

Элементы простейшего водоснабжения;

Объекты коммунального и бытового водоснабжения;

Очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями;

Все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Обратите внимание на то, что объекты жилищно-коммунальной сферы исключаются из налогообложения только при условии, что их содержание полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Необходимо отметить, что льгота, установленная пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действует только до 1 января 2006 года.

б) Организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Организации независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Данной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, в социальной сфере, а также в непроизводственных видах бытового обслуживания. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

в) Отдельно следует отметить льготу по налогу на имущество организаций, предоставляемых медицинским учреждениям.

Небюджетные медицинские организации, в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ, по-прежнему могут не платить с объектов основных средств, которые используются для нужд здравоохранения.

Правда, такой льготный порядок налогообложения будет действовать только до 1 января 2006 года.

А вот со стоимости других объектов основных средств, таких как административные помещения и здания, служебные машины, гаражи, платить налог на имущество придется.

Обратите внимание на то, что организация может не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются в медицинских целях, если ведет раздельный учет такого имущества. В противном случае налог придется заплатить со всех основных средств.

Бюджетные учреждения, также как и небюджетные, с 01.01.2004 года могут не платить налог на имущество только со стоимости объектов основных средств, которые используют в медицинских целях.

Чтобы воспользоваться льготой, бюджетные медицинские учреждения теперь, также как и небюджетные, должны вести раздельный учет льготируемого имущества.

Объекты основных средств, которые используются как в медицинских, так и в других целях, нужно относить к льготируемому имуществу. И со всей стоимости такого объекта налог на имущество платить не нужно. Данный вывод объясняется следующим:

Во-первых, нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета единого инвентарного объекта, который одновременно используется для разных целей.

Во-вторых, глава 30 НК РФ не требует определять часть стоимости такого объекта, который используется не для медицинских целей.

Обращаем Ваше внимание на то, что не всем бюджетным учреждениям придется платить налог на имущество. Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ, региональные органы власти могут вводить дополнительные льготы по этому налогу.

В некоторых регионах от уплаты налога на имущество бюджетные учреждения освобождены. При этом не важно, как они используют имущество.

г) С 1 января 2005 года отменена льгота по налогу на имущество для организаций, у которых есть объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения.

д) Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Указанные организации могут применять льготу в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Список академий является закрытым.

Льготы по налогу на имущество вправе применять следующие организации:

1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:

Учреждения, исполняющие наказания;

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

Центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, организации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта и другие организации), вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, если они входят в уголовно-исполнительную систему МВД России.

2. Религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Указанная льгота распространяется на предприятия, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Федеральным законам от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) и от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, к некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Кроме того, не распределяют полученную прибыль между участниками.

Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и тому подобного.

1). Памятники. Отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений. Кроме того, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

2). Ансамбли. Четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья). В том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. А также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

3). Достопримечательные места. Творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов. Кроме того, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки. Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

При этом объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России.

Необходимо отметить, что в России ведется Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Таким образом, организациям для получения указанной льготы необходимо иметь паспорт от органа охраны объектов культурного наследия, который подтверждает, что данный объект признан памятником истории и культуры федерального значения.

6. Организации - в отношении ядерных установок, используемых ими для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

7. Организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

8. Организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Обратите внимание, пунктом 2 данного Постановления установлено, что данный перечень применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 1 января 2004 года.

9. Организации - в отношении космических объектов.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ космические объекты относятся к категории недвижимых вещей и соответственно права собственности на эти объекты подлежат государственной регистрации.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» определено, что космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с новыми экономическими условиями ГК РФ предоставил гражданам и их объединениям право иметь в собственности любое, не изъятое из оборота имущество, в том числе и космические объекты, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Таким образом, если организации имеют в собственности космические объекты, право собственности на которые подтверждено государственной регистрацией, то такие объекты не облагаются налогом на имущество.

Следует отметить, что перечень льгот, установленных статьей 381 НК РФ, не является исчерпывающим.

Вводя налог на своей территории, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Это право им предоставлено пунктом 2 статьи 372 НК РФ.

Например, в Москве налог на имущество бюджетные учреждения, которые финансируются из городского или муниципального бюджета, платить не должны. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, с 1 января 2004 года претерпело значительные изменения.

Эти изменения связаны прежде всего с принятием Государственной Думой в новой редакции главы 26.1 НК РФ о едином сельскохозяйственном налоге, а также главы 30 НК РФ о налоге на имущество организаций.

Законодательные органы многих субъектов Российской Федерации воспользовались предоставленным им пунктом 2 статьи 372 НК РФ правом и своими законодательными актами установили льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога на имущество названных организаций.

Полного освобождения от уплаты налога на имущества организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, а также предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

При этом выручка от указанных видов деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В Кировской же, Новгородской областях и ряде других субъектов Российской Федерации законодательством объем такой выручки установлен в размере 50%. Эта льгота предоставляется в Амурской, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Кировской, Новгородской областях и во многих других регионах Российской Федерации;

Освобождения организаций, осуществляющих указанные выше виды деятельности, от уплаты налога не на все имущество, а только на ту его часть, которая непосредственно используется в этих видах деятельности. Выручка от реализации продукции при этом также не может быть менее 70 (50)%. В таком виде предусмотрена льгота по налогу на имущество законодательством Астраханской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Тверской областей и ряда других субъектов Российской Федерации;

Освобождения от уплаты налога на имущество, используемое при производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции. Однако удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции или услуг по ее переработке и хранению в общем объеме выручки от реализации при этом вообще не учитывается.

Однако из-за отсутствия в региональном законодательстве детально прописанных условий, необходимых для получения льгот, вполне возможно различное толкование соответствующих положений предприятиями и налоговыми органами. Поэтому большое значение имеет сложившаяся арбитражная практика по применению налоговых льгот. Тем более что вводимые в регионах льготы по налогу на имущество принципиально не отличаются от ранее предоставленных федеральным законодательством.

В ряде случаев можно воспользоваться разъяснениями, содержащимися в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью применения налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, изложенных в Письме МНС Российской Федерации от 11 марта 2001 года №ВТ-6-04/197 «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий». Но использовать их нужно с учетом сложившейся арбитражной практики. Тем более что они разъясняли порядок применения льгот, установленных Законом о налоге на имущество предприятий, который уже не действует с 1 января 2004 года.

Основные проблемы, связанные с предоставлением льгот по налогу на имущество , можно объединить в следующие группы.

1. Определение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки или услуг по их хранению.

При определении объемов выручки, дающих право на применение льгот по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что:

Показатель выручки определяется по правилам бухгалтерского учета, поскольку иное региональным законодательством не установлено;

При исчислении выручки от реализации продуктов переработки сельскохозяйственной продукции учитывается технологический процесс ее производства;

Перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.

Поэтому от уплаты налога на имущество могут освобождаться заводы по переработке молока, пивоваренные заводы и другие организации, использующие при производстве конечной продукции сельскохозяйственное сырье.

Напомним, что объем выручки от реализации конечной продукции должен составлять не менее 70 (50)% в общем объеме продаж. Кроме того, выход такой продукции должен быть обусловлен единым технологическим процессом.

Именно на это обращают внимание при рассмотрении конкретных дел федеральные окружные арбитражные суды.

Так, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 8 декабря 2003 года по делу №А68-АП-134/14-03 отмечает следующее. Если организация приобретает сельскохозяйственную продукцию с целью ее дальнейшей переработки и изготовления нового продукта в рамках единого технологического процесса, то показатель выручки, учитываемый при применении льготы по налогу на имущество, может быть определен только при реализации конечного произведенного продукта покупателю. Причем не может считаться реализацией передача продукта от одного подразделения (цеха) другому подразделению с целью его дальнейшей переработки в рамках одной организации.

При этом не имеет значения, у кого приобретается сельхозпродукция, служащая сырьем для производства конечного продукта (непосредственно у сельхозпроизводителя или у посредника).

Поэтому суд признал обоснованным применение льготы ОАО «Тульский хладокомбинат», которое производит мороженое из молока, относящегося к сельхозпродукции согласно ОК 005-93, поскольку выручка от его реализации превысила 70% в общем объеме продаж хладокомбината.

Но далеко не всегда арбитражные суды занимают сторону налогоплательщиков.

К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 октября 2003 года по делу №А 55-1363/03-5 указывается на необоснованное получение льготы по налогу на имущество ЗАО «Тольяттинский мясокомбинат «Лидер», производящим колбасные изделия из мяса в тушах, закупаемого у организаций. Это объясняется тем, что используемое при производстве колбас сырье в соответствии с ОК 005-93 относится к продукции мясной промышленности (код 92 0000), а не к сельскохозяйственной продукции (код 98 0000).

Налогоплательщики могут воспользоваться Методическими рекомендациями МНС России в части включения в объем реализации сельхозпродукции стоимости товаров, произведенных давальческим способом.

Если же продукт переработки сельскохозяйственной продукции на давальческих началах организация-давалец использует для производства других товаров, то стоимость этих товаров не должна включаться в объем выручки от реализации сельхозпродукции, позволяющий применять льготу по налогу. Это объясняется тем, что к продукции сельского хозяйства относятся продукты, включенные в ОК 005-93 под кодами 97 0000 и 98 0000, то есть продукция, не прошедшая вторичную переработку (зерно, молоко, шерсть, крупный рогатый скот и другие животные в живом весе и тому подобное). Товары, полученные в результате переработки сельхозпродукции, к таковой не относятся.

Пример 1.

Организация передала сторонней организации зерно для производства на давальческих началах муки. В дальнейшем часть муки была реализована, а часть - использована для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, предназначенных для продажи.

Выручка от реализации за I полугодие составила:

Муки - 200 000 рублей;

Хлебобулочных и кондитерских изделий - 100 000 рублей;

Зерна - 300 000 рублей;

Покупных товаров - 100 000 рублей.

В данном случае выручка от реализации товаров по льготируемым видам деятельности составит 71,4% ((300 000 рублей + 200 000 рублей): (300 000 рублей + 200 000 рублей + 100 000 рублей + 100 000 рублей)).

Следовательно, организация вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество.

Окончание примера.

При использовании указанной льготы нужно также иметь в виду, что согласно статье 56 НК РФ льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, а не отдельным плательщикам налогов.

К налогоплательщикам, согласно статье 19 НК РФ относятся организации, на которые возложена обязанность по уплате налога. Поэтому льгота не может предоставляться филиалам организаций, даже если они имеют отдельный баланс и расчетный счет в банке. Вопрос о праве организации на освобождение от уплаты налога на имущество может рассматриваться только исходя из показателей ее финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Пример 2.

Организация имеет филиал, осуществляющий производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Выручка филиала от реализации сельскохозяйственной продукции за I полугодие составила 1 000 000 рублей.

Выручка от реализации товаров по организации в целом составила 2 000 000 рублей.

В данном случае удельный вес льготируемого вида деятельности в общем объеме реализации составляет 50% (1 000 000 рублей: 2 000 000 рублей) х 100%.

Следовательно, организация не имеет права на льготу по налогу на имущество.

Не имеет права на льготу и ее филиал.

Окончание примера.

2. Определение состава имущества, освобождаемого от налогообложения

В регионах, законодательными актами которых предусмотрено освобождение от налогообложения не организаций в целом, а только конкретного имущества, используемого в производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, могут возникнуть проблемы, связанные с определением состава льготируемого имущества.

Опыт прошлых лет свидетельствует о неоднозначном подходе к имуществу организаций, передаваемому в аренду предприятиям, использующим его для льготируемых видов деятельности.

По мнению налоговых органов, стоимость имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сдаваемого в аренду другим организациям без его передачи на баланс арендаторам, должна учитываться при налогообложении в общеустановленном порядке. Аргументируется эта позиция тем, что данное имущество используется арендодателем не по целевому назначению. Однако у арбитражных судов по этому вопросу сложилась иная точка зрения.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 июля 2003 года по делу №А35-4041/02-С3.

Суд указал, что ОАО «Красная поляна», передававшее в аренду имущество предприятию, которое его использовало для производства сельскохозяйственной продукции, имело право на льготу по налогу на имущество.

По мнению суда, данная льгота не связана с использованием имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции непосредственно балансодержателем. Для ее получения достаточно того, чтобы это имущество применялось по целевому назначению у арендатора.

Однако нужно упомянуть и Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2004 года по делу №Ф08-182/2004-79А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2003 года по делу №Ф04/2659-567/А03-2003, в которых отражена противоположная точка зрения.

По мнению этих судебных инстанций, арендодатель при передаче имущества в аренду утрачивает право на льготу по налогу на имущество независимо от целей его использования арендатором.

По имуществу, сдаваемому в лизинг с передачей его на баланс лизингополучателя и используемому им по целевому назначению, по мнению налоговых органов, льготу по налогу имеет право заявить лизингополучатель. Поскольку налогом облагаются , учитываемые на балансе организации.

От налогообложения не освобождаются также административные здания организаций, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. В то же время на имущество вспомогательных производств, обслуживающих льготируемую деятельность, эта льгота распространяется.

Статья 377 НК РФ предусматривает, что в рамках договора простого товарищества каждый его участник определяет налоговую базу по имуществу, переданному в совместную деятельность. Соответственно, участники простого товарищества, в рамках которого осуществляется производство, переработка или хранение сельскохозяйственной продукции, имеют право на освобождение от налогообложения стоимости имущества, используемого в совместной деятельности.

По мнению МНС России, организации, оказывающие услуги другим предприятиям с использованием сельскохозяйственной техники (подготовку почвы, уборку урожая, заготовку кормов и тому подобное), не вправе воспользоваться указанной налоговой льготой, так как они не производят сельскохозяйственную продукцию.

Их деятельность относится к оказанию услуг, предусмотренных кодом 0141 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17. В то же время деятельность, связанная с производством сельхозпродукции, отражается по кодам 011 - 013 упомянутого Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Однако суды придерживаются иной точки зрения.

Министерство не рекомендовало предоставлять льготу по налогу на имущество, если организации, закупающие сельскохозяйственную продукцию, передают ее для промышленной переработки на давальческих началах другим организациям. У организации-давальца в этом случае отсутствует льготируемое имущество. Предприятие, принявшее сельхозпродукцию в переработку, не может воспользоваться льготой по налогу на имущество, поскольку оно занимается не производством товаров из сельскохозяйственной продукции, а оказанием услуг по переработке сырья, принадлежащего другой фирме.

Если же организация-давалец передает стороннему предприятию для переработки на давальческих началах сельскохозяйственную продукцию собственного производства, то она имеет право на льготу в части стоимости имущества, которое было использовано для выпуска переданной на переработку сельхозпродукции.

Следует отметить, что освобождение от налогообложения имущества, использованного при производстве, переработке и хранении сельхозпродукции, возможно только в случае ведения его учета раздельно от иного имущества организации.

При его ведении возможны проблемы с определением имущества, используемого как для производства, переработки и хранения сельхозпродукции, так и для иных видов деятельности. Объясняются они тем, что ни ранее, ни в настоящее время не разработана единая методика учета такого имущества. По нашему мнению, если в законодательном или ином нормативном акте субъекта Российской Федерации не предлагается механизм такого раздельного учета, организации вправе его разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике для целей налогообложения.

В этом случае претензии налоговых органов по поводу правомерности применения льготы по такому имуществу можно будет оспорить в судебном порядке.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».