Буддийские мандалы. Символика буддийской мандалы. Мандалы в тантре Arrow down Arrow up

(др.-инд. «mándala »,«круг», «диск», «круглый», «круговой»и т. п.), один из основных сакральныхсимволов в буддийской мифологии; ритуальный предмет,воплощающийсимвол; вид ритуального подношения (включая и жертву).

Замечательной чертой храмового (а также светского) строительства в Индии является то, что все индуистские храмы возводились поодному и тому же «строительному плану», который назывался Vāstu-purusa-mandala . Это слово толкуется следующим образом: «мандала» означает «план, схема, ритуальная диаграмма»; Пуруша - это космический человек, воплощающий в себе универсальное Бытие, начало,наполнение и суть всего (см. гимн в его честь в «Ригведе», X, 90); «васту»означает «место, вместилище». Таким образом, « Васту-пуруша-мандала» - не что иное, как «диаграмма местопребывания Пуруши», илиплан Космоса, воплощаемый на земле в виде храма, или образ Пуруши,его подобие. Итак, форма любого индуистского храма, его смысл и значение определяются этим планом-космограммой, регулируются им (существовали и другие виды мандал. Но это - символический план, а не план реального храма и неплан местности, где он строился.

Архитектор (стхапати), строивший храм, должен был обладать,кроме архитектурной техники, знаниями всей философско-религиознойтрадиции, воплощаемой в создании мандалы: ведь строительство храмов в очень большой степени было связано с наблюдениями за небесными светилами, астрологией и астрономией, со сложными ритуалами («Манусамхита», VII, 47-48). Каждое движение при натягивании шнура ичерчении линий мандалы на месте будущего храма было ритуальным икосмически значимым. Вот почему это искусство рано нашло свое отражение в ведической литературе. В частности, традиционной архитектуре были посвящены специальные пособия - Vāstu-śāstras.

Как же выглядит строительная мандала? Это прежде всего квадратв плане, ориентированный по странам света, и таковы все индуистскиехрамы, это их фундаментальная форма Мандала может быть выгравирована на камне или на алтаре, еечертили на земле перед строительством храма в натуральную величинуили же символически.По мнению Крамриш, квадрат предполагает круг и его в конечномитоге продуцирует; круг и квадрат координируют друг с другом в архитектуре Индии, начиная с ведического огненного алтаря Агни.

Типичная «васту-мандала» выглядит, как квадрат, имеющий сверху восток; иногда в квадрат вписана фигура самого Пуруши с головой в северо-восточном углу мандалы. Соединение микрокосма и макрокосма воплощается в данном случае в соотнесенности человеческого тела и мандалы (кстати, йогическая доктрина предполагает рассмотрение своего собственного тела как мандалы. Квадрат разбит на более мелкие квадраты (райа). Квадратов на внешней стороне мандалы - 32, по восемь на каждой стороне; каждый из них посвящен какому-то богу, чье имя часто надписывается на этомквадрате. Таким образом, каждое направление по странам света имеет восемь богов. Космический характер такому распределению богов и стран света придает отождествление каждого из восьми направлений с одной планетой, а также еще и с одной из крупнейших звезд. Начертание такого плана храма обеспечивало архитектору должное присутствие всех богов в будущем храме.

Итак, уже на стадии подготовки к строительству храма и в процессе его основания вопросу «правильной» культовой ориентации будущего храма придавалось исключительное значение. Восточная сторона была сакральной, здесь, как правило, располагался главный вход в храм. Посетителям храмов тоже полагалось обращать внимание на соподчиненность стран света. Так, чтобы предотвратить всякие препятствия на пути к успеху, молящимся в одном из описаний ритуалов предписывалось следующее поведение в индуистском храме: «Молящийся должен поклониться с уважением божествам дверей, сначала у восточной двери дома молитв, затем, последовательно, у южной двери, западной двери и северной двери».

Даже расположение храмов в городе было подчинено ритуальнокосмической символике стран света. Как показала Крамриш, храмы Шивы в черте города обычно располагались на северо-востоке, а храмы Вишну - на западе. Центр был местом для храма Брахмы, или Вишну, или другой ипостаси главного для этого храма бога. Храмы солнца располагались обычно на востоке. Буддийские и джайнские храмы как еретические обычно находились на юго-западе города. Как видим, и для города в целом существовала своя магическая мандала, распределявшая различные ценности по различным странам света.

Часто храм имел башню (например, в северноиндийской Шикхаре или южноиндийской Вимане), которая, олицетворяя собой космическую гору Меру, была ориентирована по странам света.

Афанасий Никитин, побывавший в шиваистском храме Парвати (Шрипарвати), который он сравнивает по значению для шиваитов с Иерусалимом для христиан и с Меккой для мусульман, отмечает, что храмы их обращены на восток («ставлены на восток»), туда же обращены лицами изображения богов («стоят на восток»).

Возвращаясь к вопросу о мандалах в жизни индийского общества, следует сказать, что и ведические алтари строились в соответствии с мандалами - ритуальными планами, состоящими из комбинации квадратов, каждый из которых воспринимается как местонахождение определенного бога; таковы, например, мандалы алтаря Агни, описанного выше (упоминания о подобной конструкции ведических алтарей.

Мандалы использовались также при молитве, обрядах инициации и в других ритуальных действиях, где необходимо было привести в действие все космические силы, смоделированные в мандале. Восток как верхняя, сакральная сторона является непременной чертой любой мандалы-космограммы, как бы они ни отличались друг от друга (бывают различные комбинации концентрических кругов и квадратов, орнаментов - лотосов или свастики. Мандалы в различной форме были унаследованы индуизмом, буддизмом и тибетским ламаизмом.

Ритуал пронизывал все сферы жизни древних индийцев. Это относится и к театру, особенно к обрядам основания и освящения театрального здания и к пурваранге - специальной церемонии, предварявшей в древности каждое представление драмы. Эти обряды описываются в древнеиндийском литературном памятнике «Натьяшастра» (датируемом 1-11 вв. н. э., но восходящем в некоторых своих частях к V в. до н. э.), специально посвященном истории, теории и обрядности драмы.

Исследовавшая эти ритуалы Н. Р. Лидова пришла к выводу, что в основе «театрального» ритуала лежит не ведическая яджна - ритуал, обслуживавший жертвоприношения Агни, Сомы и другие церемонии ведической религии, а пуджа , возникшая в середине I тыс. до н. э., когда на основе ведической религии и какой-то иной неарийской обрядности стало возникать новое религиозное течение - индуизм, который в борьбе с другими вновь родившимися религиями надолго стал основным вероучением Индии (в предшествующей историографии обычно видели в обрядах «Натьяшастры» органичную часть ведийского ритуала яджны).

Еще один важный вывод Лидовой - театральные обряды обладали многообразными сакральными функциями, а сам театр первоначально имел статус храма, где совершалась пуджа и шло представление ритуальной драмы Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. М., 1992, с. 119-124, 60-61, 100, 106). Все это позволяет рассматривать ритуалы, связанные с театром и описанные в «Натьяшастре», как важный элемент сакральной жизни древнеиндийского общества периода становления индуизма. Поэтому стоит подробнее рассмотреть эти ритуалы, в частности их ориентационные моменты (описание их взято из книги Лидовой).

Начнем с обряда основания и освящения театра (=храма). Приступать к обряду возведения театра следовало при свете звезды Мула (λ Скорпиона) в день, который сочтут благоприятным брахманы. Специальным шнуром, окропленным жертвенной водой, измеряли площадку для будущего театра, при этом неосторожные действия, связанные с разрывом шнура, или выскальзыванием его из рук, должны были приводить к отрицательным последствиям не только для жрецов и покровиелей театра, но и для всей страны.

Когда закладывали фундамент театра, особые дары приносились божествам стран света. В специальный день, при свете звезд Рохини (Альдебаран) или Шравана (созвездие Орла), совершалась церемония закладки столбов, или колонн. Первыми устанавливались четыре колонны, считавшиеся важнейшими и ориентированные по промежуточным странам света. Они символизировали основные древнеиндийские варны - брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Многодневный обряд освящения построенного театра также напоминает (или воспроизводит) ритуал освящения храма. Одно из действий предполагало рисование на полу сцены мандалы. Она должна была быть ориентирована строго по странам света, содержать по периметру четверо дверей (тоже по странам света) и состоять из девяти квадратов, которые следовало населить богами. В центре мандалы размещался «Брахма, сидящий на лотосе», затем заполнялись оставшиеся восемь секторов.

Описания явления божеств умершему в потустороннем мире, отраженные, в частности, в тибетской «Книге мертвых», строятся по принципу мандалы: «В центре Круга (или мандалы) в ореоле радужных лучей появится Высшее Божество, Обладающее Знанием, Лотосоподобный Бог Танца, Верховный Хранитель Знания, Тот, Кто взращивает плоды кармы; он сияет всеми пятью цветами в объятиях Божественной Матери... В восточной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Знания на Земле, цвет его белый... В южной части Круга появится Божество, Хранитель Знания, чье имя Владыка Продолжительности Жизни, цвет его - желтый... В западной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Знания Великого Символа, цвет его - красный... В северной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Особого Знания; цвет его - зеленый... Во внешнем Круге, что опоясывает Хранителей Знания, явятся бесчисленные сонмы дакинь [фееподобных существ]..., герои и героини, небесные воины, божества-защитники учения...» (Тибетская книга мертвых. М., 1995, с. 67-69). Судя по расположению богов, большинство мандал ориентировано на восток.

По преданию, в VIII в. н. э. два буддийских мастера из Индии изготовили в Китае две мандалы. Позже они были переданы Кукаю (774-835 гг.), основателю Сингонской школы буддизма в Японии. Две эти мандалы стали сердцевиной эзотерического учения сингонского буддизма в Японии. Одна мандала, называемая «вагина-мандала», состоит из 12 «дворов», содержащих в совокупности 414 божеств; центральную часть мандалы занимает космический Вайрочана, чье ключевое, символическое обозначение здесь звучит как «знание» (япон. сhi ).Вторая мандала называется «Бриллиантовая мандала», она содержит 1461 божество и состоит из группы в 9 индивидуальных мандал(квадрат из 9 клеток), центральная из которых представляет Карму Будды,символически обозначенную как «принцип» (япон. ri ).В графической форме эти мандалы отражали суть эзотерическогоучения, представляя идею Будды и его отношений с другими богами ичеловеком. Как всегда, ориентация этих мандал -восточная.

Мандала играла большую роль в буддийском обряде посвященияв монахи. На полу рисовалась мандала, оси которой устанавливалисьшнурами, сначала с севера на юг, затем с востока на запад. Скрещениеэтих осей задавало центр мира и его четыре четверти. Неофит с завязанными глазами подводился к восточным «воротам» мандалы и бросал вмандалу цветок или палочку. На какую из четвертей мандалы (=мира)падал предмет, таков был предписанный свыше духовный путь посвящаемого в монахи 1 .

МАНДАЛА Само слово «М.» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве буддизм усвоил понятие М. и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, ваджраяна, тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии начиная с первых веков нашей эры (впрочем, немецкий востоковед 3. Хуммель полагает, что М. возникла в Тибете и потом уже вторично попала сюда из Индии). В этих более поздних вариантах буддизма слово «М.» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным соответственно дальнейшей сакрализации и универсализации самого понятия и сопоставленных с ним ритуальных воплощений. Так, уже в тибетском буддизме конституируется два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой - со сферой ритуала (магическая диаграмма или фигуративное изображение из зерна или других жертвенных даров; ср. М. в монгольской языковой и культурно-религиозной традиции - «круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвопри-
ношениях» при том, что сохраняется и исходное общее значение - «круг», «диск» и т. п.).

М. принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где север - зелёный, восток - белый, юг - жёлтый, запад - красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания - божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах - одинарном, двойном, тройном и т. д.

Этот основной вариант М. существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре М., или некоторыми местными вариантами символики. Изображения М., как правило, многочисленны (иногда их стремятся воспроизводить в возможно большем количестве экземпляров) и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. М. изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация М. как модели вселенной, «карты космоса», причём вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесённые с системой высших сакральных ценностей (особенно явно это в буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой. Космологическая
интерпретация М. предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в её целостности, очерчивает границу вселенной, её пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной.

В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов - нидан, выражающих 12 соотнесённых друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на М. моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей М. и так называемой калачакры - «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырёх направлений ваджраяны, также актуализирует временной аспект М. Наконец, внешний круг М. вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии.

Вместе с тем интерпретация М. или близких к ней схем типа «колеса времени» или «колеса бытия» (др.- инд. бхавачакра, монг. «сансарайн хурдэ» - «колесо сансары») и т. п. обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (ср. изображение на «колесе» шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называемые локапалы. или махараджи - «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. Тантрийские ритуальные М. соответственно изображают четырёх дхьяни-будд - Амогхасиддхи, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха. В этом случае в центре обычно помещается Вайрочана.

Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала - ваджра. Это соотношение геометрических символов в центре М. дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество опускается с небес в самый центр М., обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. В Тибете и Монголии М. вообще часто рассматривается как место обитания божества или божеств (ср. монг. хото мандала, т. е. «М. места обитания»; ср. обозначение конкретных М. по этому принципу: «Ямантакийн хото», «место Ямантакио и т. п.). Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в 8 в., когда Падмасамбхава - основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой М., нуждавшийся в божественной помощи, сооружал М. и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр М. и совершало то, ради чего оно призывалось.

Этот мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю, в центр М. вводит вертикальную координату в структуру М., хотя эта координата явно обнаруживается и даже актуализируется именно как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап - божество в центре М., связываются с другими символами вертикальной структуры мира - мировой осью, древом мировым, горой Меру, ритуальным сооружением. Отсюда и соотнесение М. (в полном или частичном виде) со структурой (в плане) ритуальных сооружений - зиккуратов или мифического дворца чакраватина (см. работы итальянского буддолога Дж. Туччи), ступы, царских дворцов и храмов в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке, чума и т. д. и даже с планировкой некоторых поселений городского типа.

Структура социальной иерархии также часто строилась и описывалась по принципу М. Ряд исследователей (Хуммель, X. и М. Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр., знаменитый кромлех Стонхендж в Англии) имеют в своей основе принцип М. (или, наоборот: М. не что иное, как схема таких мегалитических сооружений). Третьи сопоставляют М. с другими символами вселенной: С. Камман - с китайскими бронзовыми зеркалами Ханьского периода, с изображёнными на них схемами вселенной; Н. Л. Жуковская - с шаманскими бубнами народов Северной Азии, несущими на себе рисунки, являющиеся картой вселенной. Эти точки зрения правомерны, поскольку сам принцип М. не только распространён гораздо шире, чем М. как таковая, но практически универсален и как модель вселенной (или её частей, ср. так называемые астрологические М.) и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или индивидуальной медитации.

Обе эти функции М. связаны воедино: тот, кто предаётся медитации или участвует в соответствующем ритуале в качестве ведущего, помещает себя в центр М. и ожидает божество, божественный дух, который должен снизойти на него. К. Г. Юнг подчёркивал универсальный характер М. как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм и указывающий на то, что идея М. и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; ср. также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов и/или на собственную «космизацию», т. е. на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении 2 .

МАНДАЛА (санскр.) - сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин М. приобрел дополнит.ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной,или «карта» космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике - блюдо для сбора жертвоприношений.

М. как магич. диаграмма и как «карта» космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутр. круг - средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр.

Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания, с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания - слияние с космич. абсолютом.

М. часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. М. в виде металличблюда, на к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель, в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец «идеального монарха» чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной, закрученной спиралью вправо, и т. д

Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми сооружениями и предметами человеч. истории - зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме, но также в христве и в исламе 3 .

1 Подосинов А.В.Ex oriente Lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999, с. 106-111, 280-281

2 Топоров В.Н. Мандала // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с.100-102
3 Жуковская Н.Л. Мандала // Буддизм: Словарь. М., 1992, с. 174-175.

«Мандала - это внутренняя цельность,

которая стремится к гармонии

и не терпит самообмана».

Наверняка многие из вас слышали это слово. Но что же такое мандала, какова её история, значение, какая она бывает, чем может быть вам полезна? Попробуем разобраться в данной статье.

Мандала – это сложная геометрическая структура, символизирующая миропорядок , то есть, по сути, это не что иное, как модель Вселенной. Этот символ пришёл в мир из восточных религиозных практик (буддизм, индуизм), где был сакральным изображением мира божеств. Само слово в переводе с санскрита обозначает «круг», «диск», «центр».

Именно круг чаще всего лежит в основе изображения Mandal. Её внешний круг символизирует Вселенную, в него вписан квадрат, а внутри квадрата – ещё один круг — мир божеств. Этот круг обычно разделен на сегменты или изображен в форме цветка, чаще всего – лотоса.

Такова основная структура мандалы , но вариантов её изображения может быть множество. Она может быть плоской и объёмной, нарисованной на песке (или с помощью цветного песка) и вышитой на ткани, вырезанной из металла или из специально окрашенного масла. Обычно её используют в ритуальных целях, рисуют на полу, стенах или потолках храмов, ей поклоняются, она считается священной.

Вообще, если взглянуть на этот символ шире, то можно обнаружить, что круг, лежащий в основе изображения мандалы, встречается повсюду в макро- и микромире. Например, в природе: это и округлость нашей матушки-Земли, и круги на воде, и радужка человеческого глаза, даже круговорот времен года! И в быту человека: колесо, тарелка, часы, — ряд можете продолжить самостоятельно. И, конечно же, в любой религии будет присутствовать символика круга.

Совсем не обязательно это будет называться «мандалой», но общая идея круга, объединяющая, к примеру, розетки готически соборов, индейских «ловцов снов», формы шаманских бубнов или округлости куполов христианских храмов, — очевидна.

Немного истории. Тибетская мандала

Историки сообщают, что впервые слово «мандала» появляется в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе» и является многозначным: это одновременно и круг, и постранство-вместилище чего-то. Далее это понятие через буддистские учения распространяется в Центральной Азии, на Востоке.

По буддистскому преданию самую первую мандалу изготовил тантрический йогин Падмасамбхаве (в некоторых направлениях буддизма почитается как второй Будда) в восьмом веке.

В течение семи дней он беспрерывно молился и трудился над созданием этого ритуального предмета, с помощью которого он надеялся призвать божество. На восьмой день в центр созданной Падмасамбхаве мандалы спустилось божество, которое исполнило все его желания.

До сей поры люди верят в священную силу мандалы, и многие обряды и ритуалы не обходятся без её создания.

В 20 веке с легкой руки великого психиатра Карла Густава Юнга символ мандалы перекочевал и в западную культуру, а вернее сказать, возродился и укрепился в сознании западного человека, поскольку, как уже упоминалось выше, символика круга всегда так или иначе присутствовала в коллективном бессознательном человечества.

И сегодня это символ не только не потерял своей актуальности, но является одним из самых популярных, пользуясь огромным успехом. Мандалы используются в разных сферах, возникло великое множество их разновидностей.

Назначение мандалы

Первоначальная символика мандалы как культового изображения, предмета сейчас значительно расширилась и активно используется не только в религиозных обрядах, но и в искусстве, а Карл Юнг впервые стал использовать этот символ в психотерапии и психологии для самопознания.

Юнг считал, что мандала является визуальным проявлением бессознательного, доступным для понимания языком, которым может говорить наша душа, проявляя себя, раскрывая себя миру.

  • мандала защищает и гармонизирует;
  • помогает в процессе медитации;
  • способствует расширению сознания, концентрации внимания;
  • оказывает терапевтический эффект при работе с соматикой, эмоциональными проблемами, снятии перенапряжения.

На Тибете верят, что узор мандалы излучает тончайшие вибрации, которые способствуют просветлению ума , постижению высшего смысла.

Разновидности мандал

Считается, что эти священные геометрические узоры соединяют в себе разные энергии. Гармоничность мандалы, сакральный символизм и сила побуждают человека использовать её в разных сферах жизни.

Майя, танец мандала видео

Существует особый мандала-танец , по сути, представляющий собой динамическую медитацию. Исполняют его исключительно женщины. Выстраивается этот танец по принципу лотоса – цветка жизни. Здесь есть свои линии (спирали, волны, зигзаги), придающие направление энергии, которая рождается в танцевальном движении, и, конечно, круги, соединяющие весь рисунок танца в единое целое. Этот танец позволяет достичь спокойствия, гармонизировать энергии тела, а при регулярном исполнении – увеличить телесную гибкость и пластичность.

Мандала-йога, видео

Это специальная техника, позволяющая самосовершенствоваться, постигая структуру сущности человека. Упражнения здесь совмещают в себе звуки мантры, позы-асаны, и всё это повторяется много раз. В результате повторения таких серий в пространстве выстраивается сложный по геометрической структуре узор-мандала, который ориентирован на 4 стороны света, а в центре этого узора находится сам исполнитель.

Говорят, что регулярность этих занятий не важна – достаточно нескольких раз, чтобы почувствовать необычайные новые ощущения и обрести новый уровень общения с собственным телом.

Мандала рисунок

И всё же наиболее популярна мандала как рисунок . Хотя и тут её разновидностей может быть множество.

Например, столь зачастую имеют мотив того же геометрического рисунка. Правда, не многие отдают себе отчёт в том, какой многозначный сакральный символ они выбрали для украшения своего тела. Конечно, если брать изначальный смысл, то такая татуировка будет являться схемой строения Вселенной и мира богов, которые отнюдь не всегда безмятежны и добры.

Но вообще такой рисунок у сведущих людей чаще всего призван, конечно, защищать, оберегать целостность человека, его духовность, напоминать о том, что Дух выше материи, притягивать всё, способствующее духовному росту и отталкивать негативное.

Эзотерики верят в магическую силу числовой мандалы, которая строится по принципам нумерологии, считающей, что всё в мире можно выразить числами, которые при этом обретают магические смыслы.

Здесь задействованы дата рождения человека и его имя (буквам присваиваются свои цифры), каждой цифре соответствует свой цвет, и сочетание таких цветовых обозначений создаёт особую матрицу, рисунок судьбы. Понятно, что такой рисунок индивидуален.

Считается, что по нему можно определить, какие возможности есть у человека, что из своего потенциала он использует, а что пока «пылится в чулане», какой негативный сценарий («родовое проклятие») может мешать в осуществлении жизненных планов и т.п.

Мандала тату, эскизы

История Mandala восходит к доисторической эпохе. Это форма искусства, используемая древними людьми для представления всей вселенной. Это также символ, используемый в духовном аспекте буддизма и индуизма. Хотя это древнее искусство, многие люди все еще в восторге от того, как здорово выглядит.

Это популярный символ индуизма и буддизма, который делает его религиозным по своей природе. Существуют такие эскизы, которые представляют Солнце, Вселенную и Звезды.

Некоторые люди верят, что только те, кто имеет благословение небес, могут наносить такие рисунки на тело. Но важно то, во что вы верите и если вам сильно хочется, то ни чего вам не помешает сделать красивую татуировка, а на нашем сайте вы сможете найти подходящий эскиз.

Искусство Мандалы состоит из основных геометрических форм , в частности квадратов и треугольников. Однако, когда вы смотрите на большую картинку, она будет отображать круг, а не квадраты и треугольники. Это связано с гармоничным сочетанием геометрических фигур, чтобы создать единый узор. Получение этого дизайна как татуировки будет отличной идеей, особенно для людей, которые любят древнее искусство.

Как работает мандала. Практическая польза

Юнг, считавший мандалу проекцией внутренней психической жизни человека, первым стал использовать её в терапевтических целях, для самопознания, диагностики. Сейчас интерес к таким методикам значительно возрос и всевозможные упражнения и техники работы с мандалой активно используются в курсах арт-терапии , тренингах по самопознанию и др.

Знаменитый психоаналитик пристально изучал мандалы и сам рисовал их. У Юнга был специальный дневник, в котором он ежедневно зарисовывал эти волшебные круги. Позже, проанализировав свой опыт, он пришёл к выводу, что мандала – это один из мощнейших архетипических образов, отражающий внутреннюю целостность человека, его «самость» .

Этот образ может появляться во снах, в галлюцинациях, в любых фантазиях. Такой круг как прообраз мира с сохранённым центром, ассоциируется с защитой ядра личности человека.

Мандала – сакральное пространство, защищающее человеческую суть, внутреннее «я» человека от разрушительных воздействий извне. Круглое – как символ материнского чрева, из которого рождается всё живое и где зарождается этот центр.

Ежедневные зарисовки мандал позволили Юнгу собрать большой материал и заметить, что каждый рисунок по-разному отражал внутреннее состояние автора именно в момент рисования. Получились как бы зарисовки динамики его внутренней жизни , его психической трансформации. Это позволило учёному сделать вывод о том, что мандалы – путь к неповторимой индивидуальности, к центру его личности.

Если вы решите воспользоваться техникой Юнга и будете ежедневно рисовать свои мандалы, то, помните о том, что эти рисунки – отражение внутреннего состояния, и такая работа может возыметь терапевтический эффект . Не старайтесь приукрасить то, что выходит на бумагу: если в какие-то дни рисунки получаются тревожными, мрачными, разорванными – позвольте этому происходить, возможно, именно так необходимо выразиться вашей душе сегодня и это единственный для неё целительный путь.

Мандала интегрирует взгляд на мир, позволяет почувствовать собственную целостность, посмотреть на себя со стороны, принять и разрешить внутренние конфликты.

Благодаря своей форме она идеально подходит для медитаций, помогая расслабленно сконцентрировать внимание. Она интегрирует взгляд на мир, что может в итоге повлиять и на вашу собственную жизнь.

Практика созерцания мандалы, учит успокаиваться, управлять вниманием, эмоциями , открывает нам новое и, возможно, неожиданное в нас самих. Здесь требуется неспешность и безоценочное внимание к своим внутренним изменениям, ощущениям в процессе созерцания.

Медитация с мандалой

Медленно рассматривайте мандалу , двигая взгляд по часовой стрелке от края к центру. В центре остановитесь, но не фокусируйтесь, а сосредоточьте внимание на том, что вы чувствуете, какие ощущения замечаете, прислушайтесь к ним.

Без оценки и анализа просто наблюдайте за тем, что происходит внутри во время созерцания центра мандалы, просто позвольте всему происходить. Время концентрации зависит от вашего индивидуального состояния (кому-то достаточно 5 минут, кому-то мало и часа): если вы почувствуете усталость или больше не заметите никаких изменений, можно завершить практику.

Такая ежедневная работа с мандалой даст вам интересные результаты, позволит узнать много нового о себе, о мире.

Мнение эксперта

В следующем видео Маргарита Ткачёва, специалист по мандалам, рассказывает что это такое, для чего нужны и что дают, также отвечает на часто задаваемые вопросы практического характера (медитация и финансы, не грех ли пользоваться этими рисунками для представителей других культур, как она создает свои мандалы, в том числе персональные и т.д.) Смотрим:

Создание мандалы. Как сделать мандалу?

Самое простое, что можно сделать, это, конечно, нарисовать мандалу. Но, вообще-то, вариантов её создания может быть множество. Мандалу вышивают, вяжут, плетут, вырезают (к примеру, снежинки, которые мы вырезаем на Новый Год, украшая окна, чем не мандалы?!), строят из камня, выкладывают из природных материалов и даже пекут!

Нарисовать мандалу достаточно легко – это сможет и ребенок. Кстати, для подрастающего поколения рисование мандал может стать прекрасным инструментом для развития мышления, тренировки в постановке задач и их решения.

Кроме того, современные издательства упростили задачу: продаются всевозможные заготовки мандал и хералов (крестообразные мандалы), которые можно просто раскрасить по своему желанию.

Итак, приготовьте необходимые цветные карандаши, выберите мандалу, которую хотите раскрасить и положите её перед собой. Сделайте 2-3 медленных вдоха и выдоха, глядя на мандалу, прикройте глаза и прислушайтесь к тому, что возникает внутри.

Возможно, это будут какие-то слова или образы, — просто наблюдайте за тем, что происходит. Через некоторое время глаза можно открыть и приступить к раскрашиванию.

Мандалы для раскрашивания распечатать со значением

Ниже представлены шаблоны, которые вы можете распечатать и разукрасить на свой вкус, (нажмите на изображение чтобы увеличить его).

Мандала финансовая свобода

Мандала денежный колодец

Мандала — щит

Символика буддийской мандалы

Возникший на индийской основе буддизм усвоил из индуизма понятие «мандала» и передал его своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, хинаяна, ваджраяна , тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии.

Мандала – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; а также геометрический знак необычайной красоты и сложной структуры. Живописные буддийские мандалы демонстрируют двухмерный способ передачи всех тонкостей буддийского миропредставления.

Наиболее характерная схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата. (Так, в мандале в системе тибетского ламаизма север – зеленый, восток – белый, юг – желтый, запад – красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре.) Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания – божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах – одинарном, двойном, тройном и т. д.

Изображения мандалы, как правило, многочисленны, иногда их стремятся воспроизводить в возможно большом количестве экземпляров и помещают в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. Мандалы изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация мандалы как модели Вселенной, «карты Космоса». Космологическая интерпретация мандалы предполагает, что внешний круг обозначает всю Вселенную в ее целостности, очерчивает границу Вселенной, ее пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру Вселенной. В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов – нидан , выражающих 12 соотнесенных друг с другом причин, звеньев цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на мандале моделируют бесконечность и цикличность, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей мандалы и так называемой калачакры – «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырех направлений ваджраяны , – также актуализирует временной аспект мандалы. Наконец, внешний круг мандалы вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и всей Центральной и Юго-Восточной Азии (рис. 25 ).

Рис. 25. Мандала.

В Тибете и Монголии мандала рассматривается как место обитания божества или божеств. Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в VIII веке, когда Падмасамбхава – основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой мандалы, нуждавшийся в божественной помощи, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы и совершало то, ради чего оно призывалось. Этот мотив движения божества сверху вниз, с Неба на Землю, в центр мандалы вводит вертикальную координату в структуру мандалы, хотя эта координата обнаруживается и актуализируется как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап – божество в центре мандалы, связывается с другими символами вертикальной структуры Мира – Мировой Осью, Древом Мира, ритуальным сооружением.

Таким образом, мандала – это «план» Вселенной, сведенной к своим простейшим структурным началам, но это также и средство коммуникации с божеством: одновременно идеограмма Космоса и икона.

Как отмечают специалисты, мандала, безусловно, имеет признаки художественного произведения, а иногда и перерастает в него. Но в отличие от чисто художественного творения мандала принадлежит религии.

В тибетской традиции мандала тесно связана с «песочной живописью», которая, впрочем, встречается и у других народов. В прошлые времена в Тибете мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими естественными красками. Сейчас большинство монастырей, практикующих тантрические ритуалы, создают мандалы из однородного мелкого песка.

Структура и цветовое решение песочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. Таким образом, песочные мандалы создаются в рамках тантрических ритуалов. Перед тем как приступить к сооружению песочной мандалы, монахи проводят целый ряд подготовительных ритуалов, направленных на очищение платформы, благословение инструментов и цветного песка. Любопытно, что нанесение песка начинается от центра к периферии. Построение большой мандалы занимает около десяти дней. Работая над мандалой, монахи должны постоянно пребывать в медитативном сосредоточении.

Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится соответствующий ритуал. Ее не оставляют в музее, как экспонат, поскольку ее главное назначение состоит в том, чтобы служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого состоит в подчеркивании непостоянства всего Сущего и цикличности Бытия. Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители.

Мандалы – космические диаграммы удивительной сложности и красоты. В мандале представлено деление пространства по четырем сторонам света и соответственное расположение божеств, а центр занимает главное божество – Вайрочана (букв. «сияющий»), важнейший космический Будда. Важную роль в мандале играют цвета и всевозможные символы, передающие элементы схемы Мироустройства.

Эзотерическое искусство буддизма ориентируется прежде всего на геометрический порядок. Пантеон выстроен по типу геометрической структуры сетчатой мандалы или ее скульптурной аналогии, которая также следует определенному порядку.

В одной мандале, отражающей устройство Вселенной, может быть до тысячи образов, расположенных в соответствии с правилами универсальной гармонии. В сущности, вся система буддийских представлений о мироздании может быть передана в одной мандале.

В своем изображении духовного космоса буддийские мандалы придерживаются вековой композиции раскрытого лотоса, напоминающего о множественности проявлений ведического Агни (Огня).

Из книги Символика раннего средневековья автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

Из книги Старобурятская живопись автора Гумилев Лев Николаевич

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ Ни одна из религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как буддизм. Количество и разнообразие изображений, подлежащих почитанию, в буддизме и ламаизме кажется на первый взгляд беспредельным, но при пристальном

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Символ и ритуал автора Тэрнер Виктор

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Загадки известных книг автора Галинская Ирина Львовна

Из книги История культуры Японии автора Тадзава Ютака

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Титулы и символика Титулы, как усопшего, так и здравствующего Российского императора столь длинны, что полностью не умещаются на одной странице. В воспоминаниях Савицкого, которые приводит А.Ф. Смирнов, автор с сарказмом говорит об обширных владениях империи,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Символика числа «девять» Почему писатель назвал свой сборник «Девять рассказов»? Коль скоро традиционные решения - назвать книгу просто «Рассказы» либо вынести на обложку название одного из них - Сэлинджера почему-то не устраивали, может быть, он в слове «девять»

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Из книги автора

Мальтийская символика в России при Павле I Дело было не только в симпатиях «Дон Кихота на троне» к мальтийским рыцарям. Мальтийская политика Павла I при определенных условиях по его замыслу должна была стать одним из инструментов международного влияния. Его сын Николай I

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Символика индуистского храма Индуистский храм представляет собой, пожалуй, наиболее характерное культурное явление в системе индуизма. Речь в этом разделе, таким образом, преимущественно будет идти о сакральной архитектуре, которая соотносится если не со всеми, то, по

Из книги автора

Символика буддийского искусства Некоторые исследователи полагают, что буддийское искусство значительно шире, чем искусство других религий, использует символы и эмблемы, которые обозначают сложные понятия. В целом есть основания полагать, что буддизм представляет

Мерцающие звезды, живые и мертвые планеты, галактические туманности, пульсары, черные дыры; и сонмы богов, и души святых; человек, взирающий на небо и вглядывающийся в себя. Все это, заключенное в геометрию кругов и квадратов, и есть сакральная мандала — модель Вселенной .

На Востоке она является священным объектом поклонения. Чаще всего мандалы изображаются на плоскостях: их вышивают или рисуют на ткани; на полах и потолках храмов; тщательно выводят на песке цветными порошками... Но бывают они и объемными.

БУДДИЙСКАЯ СТУПА

Самый удивительный пример объемной мандалы из камня — это, конечно, буддийская ступа . Первые ступы появились в Индии как памятники на могилах правителей этой страны. В эти ступы и помещали их останки после кремации. С санскрита ступа означает «груда камней» или «макушка головы».

Буддийские ступы

Позже, в буддийские времена, ступа стала приобретать более широкое значение. Ступы стали воздвигать в ознаменование значимых событий буддийской истории; как памятные места; и, может быть, в первую очередь ступа стала восприниматься в качестве объекта подношений природе Будды — его просветленному уму.

А в горах, на заснеженных перевалах ступы служили защитой и путеводными метками для странников на их опасных дорогах. Высоко в Гималаях ступа получила тибетское название — чортен. Ступы воздвигнуты во многих азиатских странах, и в каждой они приобретали свои архитектурные формы, наследуя культурные традиции этих мест.

СИЛА ДРЕВНЕЙ СВЯТЫНИ

Одна из самых величественных в мире ступ находится в Боднатхе, районе Катманду, месте компактного проживания тибетцев. Ступа была заложена в V веке н. э. во времена правления короля Манадеви, в эпоху Личави. Здесь с древних времен проходила дорога из Тибета в Индию.

Буддийская ступа Боднатх, Малый Тибет

Ступа не раз перестраивалась. Сегодня ее высота составляет 36 метров, в восьмиугольном основании по всему периметру в нишах расположены крутящиеся молитвенные барабанчики. Между куполом стихии Воды и пирамидой Огня на сторонах куба изображены смотрящие во все страны света слегка раскосые, с приспущенными веками глаза Будды.

Сверху из-под зонта к основанию на веревках протянуты разноцветные флажки, символизирующие стихии природы. А вокруг ступы теснятся друг к другу невысокие здания с ресторанчиками и всевозможными лавками для туристов. Но в одном месте строй схожих строений разрывается, чтобы дать место пагоде буддийского монастыря.

В свой первый приезд в Непал я жил в Боднатхе. Вечерами я любил забираться на ступу, под ее куполообразный «второй этаж». Так и сидел там до ночи, пока пожилой тибетец не начинал внизу громыхать ключами, запирая вход на святыню.

Надо мной сияли звезды, зеленоватым лунным светом отливала кровля монастыря, из приоткрытых дверей которого доносились протяжные звуки тибетских труб (дунченов и дункаров) во время вечерней пуджи.

Ступа обладала чудодейственной силой. Отдавала благотворные энергии, накопленные ею за 1500 лет. Не нужно было никаких медитационных поз с закрытыми глазами с нашептыванием мантр.

Все получалось само собой. Чувство гармонии вселялось в меня. По телу растекалось приятное расслабление, а все заблуждения ума, казалось, навсегда растворялись в космосе... И каждый может проверить достоверность этих моих слов, посидев хотя бы часок на ступе в Боднатхе.

Буддийская ступа в Заласанто (Zalaszántó), Венгрия

ПО ОРБИТЕ ВСЕЛЕННОЙ

Последний раз в Боднатхе я был совсем недавно. Там я зашел в картинную галерею, выходящую окнами на ступу. В ней были представлены картины, выполненные в традиционном тибетском стиле. У одной из них я надолго задержался, рассматривая сидящего у горной пещеры, овеянного славой великого тибетского йогина Миларепу.

Видно, заметив мой интерес к Миларепе, ко мне вдруг подошла служительница галереи и, показывая на ступу через окно, сказала, что там, вокруг ступы, ходит известный мастер духовных практик, монах-отшельник, спустившийся только что с гор.

Я сразу выделил его из толпы тибетцев, непальцев, туристов, наматывающих круги вокруг ступы. У него была седая борода, а на голове ритуальный парик из скрученных длинных волос. Его сопровождал молодой монах в красном одеянии и с бутылкой воды. Я взял да и пошел за ними, покручивая одной рукой молитвенные барабанчики в нишах ступы.

Так и ходил я за ними несколько часов подряд. Было жарко. Но чем дольше я вышагивал по кругам этой гигантской мандалы-ступы, как по орбите Вселенной, тем все явственней мной овладевало чувство удивительной легкости, будто я вошел в состояние невесомости, сбросил с себя всю тяжесть земных перегрузок.

Надо сказать, что негативные препятствия в моей жизни устранялись потом как бы сами по себе. И кое-что хорошее получалось будто бы без всяких усилий. А правду этих моих слов может проверить каждый, кто совершит хотя бы несколько кругов вокруг ступы в Боднатхе. И хорошо, если в тот же день к ступе спустится с гор монах-отшельник.

ВО СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В клятве Бодхисаттвы (просветленного существа) говорится, что, пока существует этот мир, это пространство, он отказывается уходить в нирвану, он остается на земле для спасения всех живых существ.

Буддийская ступа — это и есть образ Бодхисаттвы, или Будды, сидящего в бесконечном пространстве в позе лотоса. Он — Точка Света в единении микро- и макрокосмоса. Сидя в позе лотоса и медитируя, человек раскрывает в себе психические центры (чакры), и его тело как бы становится пятью этажами священной мандалы, или ступы.

Самый нижний ярус, или первый этаж, представленный квадратом или кубом, соответствует элементу Земли. В ее темной глубине созревают зародыши всех наших действий, то есть карма.

Второй ярус — круглая центральная часть строения — соответствует элементу Воды. Это так называемый пупочный центр нашего тела, в нем грубые элементы преобразуются в психические, тонкие энергии.

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале, официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов.

Третий ярус соответствует сердечному центру и изображается позолоченным треугольником, или конусом, пирамидой. Это стихия священного Огня, который преображает, очищает и восстанавливает в изначальной чистоте элементы нашей личности. Эта часть ступы может иметь 13 ступеней или, в ином случае, колец, символизирующих путь просветления, — это познание десяти мудростей и трех времен.

Четвертый ярус является горловым центром, элементом Воздуха, полусферической формой сосуда. На некоторых ступах он сокрыт зонтом. Это центр дыхания, из которого по телу человека циркулируют «внутренние ветры», наполняющие энергией и силой и дающие нам речь.

Пятый, самый высший ярус — головной, верхний центр с пламенеющей точкой, каплей эфира. В тибетском буддизме он называется «тхигле» — ясный свет сознания, высшая мудрость, что и выражается всем известным протослогом «Ом». Эта самая макушка, и горит она золотом в бесконечности небесного пространства.

Так построена ступа Бодхистаттвы во спасение человека.

Олег ПОГАСИЙ, журнал "Загадки ХХ века", №8, 2017

Мандала

(санскр.; тиб. кхьилкхор, «всеобщность», буквально «центр и окружность»). У этого слова имеется несколько значений:

Поле силы Будды, возникающее из бесчисленных возможностей пространства, или изображение такого поля. В более широком смысле этот термин означает также силовое поле человека или группы;

Мысленно представляемая вселенная, полная драгоценностей, которую мы преподносим Буддам, выполняя подношение мандалы – третью часть основополагающих упражнений;

Металлический диск, используемый при подношении мандалы.

Мандала - один из основных символов в буддийской мифологии; ритуальный предмет, воплощающий символ; вид ритуального подношения [Топоров 1991:338]. Образ мандалы пришел в символику буддизма из древнеиндийской мифологии, но в буддизме мандала (в значении «всеобщность») стала символизировать поле того или иного будды или бодхисатвы, его Чистую страну. Символика мандалы содержится в важном ритуальном предмете Ваджраяны - алмазном скипетре (санскр. ваджра; тиб. дордже) и др.
Мандала как символ Чистой страны
В своем предметном выражении мандала может выглядеть как своеобразный «план» такой Чистой страны: изображаться двумерной, цветной или чёрно–белой, строиться из мелкого окрашенного песка в ходе продолжительных ритуалов. А может представлять собой большой трехмерный Дворец того или иного Будды или Великого Бодхисаттвы. Пространство мандалы состоит из четырех секторов, ориентированных по сторонам света, и центра. В центре в цветке лотоса, размещается главная фигура или ее символ, говорящий о том, кому посвящена мандала. Такая пятичленная структура мандалы соответствует пяти будда-семействам и пяти видам мудрости. Попасть в такой дворец, в его центр, значит достичь Просветления . Для этого нужно пройти через одни из четырех врат: трансформировать одну из основных мешающих эмоций и реализовать соответствующий вид мудрости, благодаря чему преобразовываются и другие мешающие чувства. Каждый сектор окрашен в соответствующий цвет и ориентирован по сторонам света в соответствии с древнеиндийскими представлениями: запад оказывается наверху, восток внизу, юг – слева, а север – справа. Таким образом, структура мандалы, как и структура дордже, соответствует представлениям буддиста о микро- и макрокосме, его внутреннем и внешнем мирах [Шиманская 2009: 487]. В целом этот дворец символизирует изначальную мудрость будды, просветленное состояние ума. Графическое изображение мандалы представляет собой схему того же дворца, развернутую на плоскости [Шиманская 2009: 486]. Каждая деталь: симметричные пропорции четырёх врат, окружающих стен, цвета и атрибуты, - все имеет глубокое символическое значение и характеризует качества просветленного ума Будды, пробуждая соответствующие качества в уме медитирующего. Буддийскую ступу - силовое поле Будды - можно рассматривать как мандалу.
Медитационные практики, ритуалы В тибетском буддизме существуют разного рода ритуалы и медитативные практики, связанные с мандалами.

Подношение мандалы Например, третья из практик Четырех Основ (тиб.Нендро) – Подношение Мандалы. В этой медитации используется подобие чаши, символизирующей диск земли и украшенной Восемью благоприятными символами. В ходе медитации совершается ритуал, когда мандала наполняется ячменем или рисом, драгоценностями и другими субстанциями - символами богатства и полноценности переживания вселенной. Такая мандала подносится всем Буддам и Бодхисатвам ради блага всех существ, и благодаря этому происходит мощное накопление позитивных впечатлений в уме практикующего.
Песочные мандалы Особый интерес представляют медитативные ритуалы построения песочных мандал. Сооружение песочной мандалы требует филигранного мастерства и слаженности работы монахов, которые создают ее совместно, одновременно от центра к периферии, с четырех сторон света. В центре всегда расположен символ главного Будды или Бодхисатвы мандалы. Например, в мандале Авалокитешвары это символ Будда-семейства Падма (санск. лотос) Будды Амитабхи - внутренний восьмилепестковый лотос. Сам дворец с сопредельными территориями покоится на громадном многоцветном внешнем лотосе из шестидесяти четырех лепестков. Вокруг центрального символа на лепестках лотоса расположены символы еще четырех будда- семейств: Ваджр, Драгоценность, Колесо Дхармы и объятый пламенем меч. Красные лотосовые лепестки, указывают на четыре стороны света: север, юг, восток и запад с четырьмя входами во дворец мандалы. Их опоясывают кольца из золотых ваджров. Синий фон, на котором нарисованы золотые ваджры, символизирует пустотную природу всех явлений, (санск. дхармадхату), а сами ваджры - постижение этой природыПоскольку символика мандалы нейобычайно сложна, здесь рассмотрены лишь некоторые ее элементы. В то же время общий смысл ее, как и в других произведениях искусства буддизма – вневременный свет ума, Просветление, к которому можно прийти по любому из путей (образ четырех врат во дворец Будды), в зависимости от преобладающих тенденций ума. Вместе с очищением доминирующего аффекта постепенно исчезают и остальные. Трансформация четырех аффектов в мудрости влечет за собой исчезновение пятого - корня сансарического существования - неведения, так достигается Просветление.
Литература: Топоров В.Н. Словарные статьи // Мифологический словарь, под редакцией Е.М.Мелетинского, М., 1991. Шиманская А.А. Памятники буддийской культуры в процессе музейной коммуникации// Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. СПб, 2009 – С.480-488