Доклад «Краткосрочные программы дополнительного образования как фактор повышения технологической компетенции обучающихся. Краткосрочная образовательная программа по тестопластике «Капельки творчества Краткосрочные программы в учреждениях дополнительного о

«Краткосрочная дополнительная образовательная программа профильного отряда «Играя познаем» Возраст детей –7 - 12 лет Срок реализации – 1 месяц...»

Краткосрочная дополнительная образовательная

программа профильного отряда

«Играя познаем»

Возраст детей –7 - 12 лет

Срок реализации – 1 месяц

Составитель:

Горбунова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ГЦИР»

Тольятти

Паспорт образовательной программы

Название программы Краткосрочная дополнительная образовательная

программа летнего профильного отряда «Играя познаем»

Учреждение, МБОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр реализующее программу интеллектуального развития» городского округа Тольятти Адрес: 445012, Тольятти, ул. Коммунистическая, 87А, т. 76-98-94, 76-90-56 Составитель программы Горбунова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ГЦИР Аннотация Программа «Играя познаем» реализуется в летний период.

Она рассчитана на младших школьников и направлена на и формирование их познавательных интересов, укрепление здоровья и организацию досуга в летние каникулы.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей Год разработки 2014 г.

программы Кем и когда утверждена На основании решения педагогического совета. Протокол программа № 4 от 15 мая 2014 г.



Программа принята к На основании решения методического совета. Протокол реализации в новом № 4 от 12.05.2015 г.

учебном году Направленность социально-педагогическая программы Направление (вид) игровая деятельность деятельности Вид программы по авторская степени авторства Охват детей по возрастам 7-12 лет разновозрастные группы Вид программы по предметная способу организации содержания Срок реализации 1 месяц программы Вид программы в учрежденческий зависимости от территориальных особенностей

Рецензенты программы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Играя познам» социальнопедагогической направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУДОД «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о.Тольятти и дает возможность организовать познавательный досуг детей 7-14 лет в летний период на базе школьного лагеря дневного пребывания.

Многие дети посещают летние пришкольные лагеря и площадки. Помимо присмотра, такая площадка должна обеспечивать детей интересной и содержательной деятельностью. В течение учебного года у детей накоплена определенная усталость, снижена мотивация к обучению. Хорошая погода и масса объективных отвлекающих факторов также накладывают определенные ограничения как на отбор содержания работы, так и на характер и методы обучения в целом. Для решения этой проблемы основной формой работы была выбрана игра, которая вместила в себя как образовательное, так и развивающее и воспитательное содержание.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей.

Цель программы - обеспечить содержательный и полезный досуг детей в летнем лагере дневного пребывания.

Задачи работы:

Способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик 1.

познавательных процессов.

Обучить детей новым играм, в высокой степени способствующим развитию в 2.

досуговой деятельности.

Обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.

Способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в 4.

некоторых (тематических) областях действительности.

Способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива.

Организационные основы программы Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в лагере дневного пребывания. Срок реализации программы – одна лагерная смена (18 дней).

Предполагаются ежедневные занятия с детьми по 2 часа. Таким образом, общее количество часов по программе составляет 36 часов.

Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов, посещающих школьный лагерь дневного пребывания.

Наполняемость группы – до 18 человек.

Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет. Предполагается функционирование разновозрастного отряда.

Начало и завершение занятий согласуется с администрацией лагеря дневного пребывания, на базе которого работает отряд.

Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.

Формы и методы занятий В реализации программы используются различные формы: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.

Методы: используются различные методы, которые могут быть условно сгруппированы по источнику познания:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);

Наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);

Практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).

Организационные формы работы: фронтальная (тренинговый формат), в подгруппах.

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Играя познаем» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения, получить опыт:

актуализировать, систематизировать, приобрести некоторые знания и представления об эмоциях, этикете, креативности и т.д.;

познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;

совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;

получить опыт эмоционального общения со сверстниками.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов игр-соревнований.

Подведение итогов реализации программы Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали.

Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

–  –  –

Раздел 1. Вводные занятия Тема 1.1. Вводные занятия. Знакомство.

Теория. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика. Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы.

Теория. Как мы можем развиваться с помощью игры.

Практика. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления.

Раздел 2. Сундук сокровищ Тема 2.

1. Кроссворды и ребусы.

Теория. Правила составления кроссвордов. Правила составления ребусов.

Практика. Командное составление кроссвордов по известным сказкам. Командное составление ребусов о природе родного края. Игра «Красная книга»: составление и презентация кроссворда и ребуса о животном, рассказ о нем (с использованием справочной литературы). Составление книги, подготовка иллюстраций.

Тема 2.2.

Сундук сокровищ: шифрование и кодирование.

Теория. Шифрование и кодирование.

Практика. Игра «Сундук сокровищ»: составление и разгадывание шифров и карт. Поиск сокровищ.

Тема 2.3.

Игры на листе бумаги.

Теория. Правила игр на листе бумаги.

Практика. Обучение и игры «Крестики- нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр.

Тема 2.4.

Приключения Карика и Вали.

Тема 2.5.

Необитаемый остров.

Практика. Командная игра на развитие креативности и общения. Список пяти необходимых вещей – дискуссия. Из чего построить дом, как добыть огонь….

Шифрованное письмо о помощи. «За» и «против» проживания на необитаемом острове – кто больше. Спортивное мини- соревнование.

Раздел 3. Вопрос на засыпку Тема 3.

1. Командные игры-викторины.

Теория. Правила викторин: вопрос-ответ.

Практика. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий.

Тема 3.2.

Такая занимательная физика.

Теория. Мир вокруг нас.

Практика. Выполнение (по командам) элементарных опытов и объяснение их. Поиск физических явлений и объектов в окружающем. Креативность – как можно было бы применять это явление в хозяйстве будущего.

Тема 3.3.

История и достопримечательности города Тольятти.

Теория. История и достопримечательности города Тольятти.

Практика. Проводится в форме «интеллектуального хоккея» (дети коллективно готовят вопросы, задают на скорость). Составление рейтинга самого известного, красивого, чистого и т.д. места города.

Тема 3.4.

Прогулки с динозаврами.

Теория. Далекое прошлое планеты Земли.

Практика. Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится….». Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка.

Тема 3.5.

Вопрос на засыпку.

Теория. Работа в команде.

Практика. Командная игра по формату телепередачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы».

Раздел 4. Итоговые занятия Тема 4.

1. Итоговые занятия.

Прощание.

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали. Написание друг другу шифрованных писем с пожеланиями. Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога:

Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов. / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. – М. :

Методический центр «Вариант», 1997. – 112 с.

Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, 2.

физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В.

Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М. : Владос, 2001. – 215 с.

Майерс, Б. Интеллектуальные игры. Логические игры для детей / Бернар Майерс. – М. :

Эксмо-Пресс, 2013. – 80 с. – (Логические игры).

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин – М. :

Просвещение, 1990. – 160 с.

Попова, Е.Н. Вообрази себе: Поиграем – помечтаем: книга для развития воображения. / 6.

Е.Н. Попова, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия. – Волгоград: Учитель, 2001. – 76 с. – (Школа развития памяти и воображения).

Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы /И. Ф. Шарыгин М. : Дрофа, 2009. - 156 с.

Шаульская, Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. / 8.

Н.А.Шаульская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шаульская, Н.А. Вопросы умникам и умницам для начальной школы. / Н.А. Шаульская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 288 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций./ С.А. Шмаков, Н.Я.

Безбородова. – М. : Новая школа, 1995. – 80 с.

Интернет-ресурсы http://summercamp.ru/index - МетодВики сайт для вожатых.

http://tak-to-ent.net/load/121-1-0-1249 Игры в летнем лагере.

http://www.trepsy.net/ психологические упражнения для тренингов.

Дидактические и наглядные материалы для учащихся:

Подборка книг, картинок, репродукций, иллюстрирующих теоретический материал 1.

Медиапрезентации по темам занятий.

Материалы для проведения викторин и игр-соревнований «Своя игра», «Кто хочет 3.

стать миллионером», «Умники и умницы».

Карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение

1) Игровая комната, оборудованная столами, стульями, шкафами. Требования к помещению: для реализации программы необходимо достаточно большое помещение.

Пространство будет неоднократно перестраиваться – должна быть возможность сдвинуть парты, выстроить стулья в круг.

2) Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

2.1. мультимедийная проекционная установка;

2.2. цифровой фотоаппарат;

2.3. принтер черно-белый, цветной;

2.4. ксерокс;

2.5. магнитофон с записями музыки;

2.6. часы или секундомер.

3) Игровой реквизит для организации игр: настольные игры «Блоки Дьенеша», «Скраблз» и др., счетные палочки, прищепки, мячи разные для игр, клубок ниток, мягкие игрушки.

4) Материалы для творчества детей: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон, клей, ватманы, набор карандашей, скотч бумажный, ножницы.

5). Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман, ксероксная); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, кнопки, мелки, магниты и др.

6). Сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы

1. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. / С.П. Афанасьев. М. : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288 с.

2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. / С.П. Афанасьев, С.В.

Коморин, А.И. Тимонин. – 3-е изд. – Кострома: ООО МЦ "Вариант", 2001. – 223 с.

3. Ах, лето! : Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. / Авт., сост.

С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003. - 77 с.

4. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебнометодическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

5. Барышникова, Г. Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. / Г. Б. Барышникова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

6. Бесова, М. А. Веслые игры для дружного отряда: праздники в загородном лагере / М. А.

Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 с. – (После уроков).

7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.

8. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство: Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. / Сост. Г.С. Суховейко;

Под ред. Л.Н. Игнатьевой; Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху». – М. : ЦГЛ, 2006. – 152 с.

9. Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

10. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград: Учитель, 2005. – 280 с.

11. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / Сост. Е.А. Гурбина – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

12. Марфина, С.В. Летний лагерь от А до Я. / С.В.Марфина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с. – (После уроков).

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» [Электронный ресурс] / Законодательство, судебная практика. Нормы, правила, стандарты России. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/noframe/aids?d&nd=901859071&prev Doc =901909220. педагогическом Директор школы методического совете _ объединения /Е.В. Петрова/ учителей Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 26 о...» УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведую щая МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" И.А.Шиповалова ""_20_г. ""20г. Протоко...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) КЗ.А. 03 ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 09.00.13 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬУТРЫ...»

«Б.3.Б.10 "Психология физической культуры" Составитель аннотации: к.пс.н., доцент Бобылев Е.Л. Кафедра психологии Цели изучения Целями освоения дисциплины являются: дисциплины: показать будущим специалистам важность и содержание психологического аспекта в деятельности преподавателя физического в...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» р.п. Дергачи

Саратовской области

Доклад

«Краткосрочные программы дополнительного

образования как фактор повышения

технологической компетенции обучающихся»

Подготовила

методист МУДО «ДДТ» р.п.Дергачи

Жакболеева Ш.Т.

р.п.Дергачи

2017г.

В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ - краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.

Наличие в районном образовательном пространстве пакета таких программ - насущное веяние нашего времени. Что это означает практически? По существу современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу, либо создавать принципиально новую - краткосрочную.

Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Более легкий вариант прочтения этого государственного задания предполагает целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ.

Организованная деятельность детей в каникулярный период позволяет сделать дополнительное образование детей непрерывным в течение всего года, ведь образование детей происходит в любой момент их деятельности. Дополнительное образование детей – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и обучения ребенка в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.

Поскольку реализация программ для сельских школьников возможна в организациях отдыха и оздоровления детей или учреждениях дополнительного образования через выездные сессии в каникулярное время, эти программы должны быть краткосрочными и могут реализовываться в очно-заочной форме (включать дистанционное обучение или самостоятельную работу детей).

Очная часть программы может быть направлена на знакомство детей с определенным видом деятельности и формирование мотивации к нему. Затем обучающиеся, например, в дистанционной форме,осваивают теоретический блок и выполняют практические и тестовые задания. Практические задания программы должны быть направлены на создание конкретного продукта, с которым ребенок может участвовать в конкурсе соответствующего направления или применить в дальнейшей деятельности.

Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы.

Структура краткосрочных программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) – основной документ педагога, который разрабатывается им самостоятельно.

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в следующих документах:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа должна состоять из нескольких обязательных компонентов:

    Титульный лист программы.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

2.1. Пояснительная записка.

2.2. Цель и задачи программы.

2.3. Содержание программы.

2.4. Планируемые результаты.

2.5. Формы аттестации и их периодичность.

3.К омплекс организационно-педагогических условий:

3.1. Методическое обеспечение.

3.2.Условия реализации программы.

3.3. Календарный график.

3.4. Оценочные материалы.

3.5. Список литературы.

Требования к структурным компонентам Программы:

1. Титульный лист программы содержит: наименование образовательной организации, гриф утверждения Программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название Программы,адресатаПрограммы, срок ее реализации, ФИО, должность автора (авторов) Программы, город и год ее разработки.

    Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

    1. Пояснительная запискаотражает: направленность Программы, ее актуальность и новизну (своевременность и современность предлагаемой программы); отличительные особенности Программы (характерные свойства, отличающие ее от других, основные идеи, которые придают программе своеобразие); адресата Программы (возрастные особенности учащегося, для которого будет актуальным обучение); объем программы (общее количество учебных часов, запланированных на весьпериод обучения, необходимых для ее освоения); срок освоения Программы, режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).

      Цель и задачи программы: цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат в виде положительной динамики изменений личностных качеств ребенка или овладение им определенными способами действий; задачи – это алгоритм достижения цели через реализацию обучающей, развивающей и воспитательной функций образования.

      Планируемые результаты совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению.

      Содержание программы: учебный план (содержит название разделов, модулей программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме ); содержание учебного плана (тезисное описание тем, раскрывающих разделы и модули программы, в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме).

      Формы аттестации, их периодичностьразрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения Программы, содержат описание оценки всех трех образовательных результатов.

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1. Методическое обеспечение разрабатывается в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и может включать: описание используемых технологий и методик преподавания, дидактический и лекционный материалы, рекомендации по проведению практических работ,разработки игр, бесед, конкурсов, описание походов, экскурсий, описание системы стимулирования учащихся (иерархия почетных званий и наград, используемых педагогом).

3.2.Условия реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.

3.3. Календарный график – последовательность освоения содержания Программыс указанием форм проведения занятий (аудиторные, дистанционные, самостоятельная работа, внеаудиторные занятия) и сроков аттестации учащихся. Календарный график является обязательным приложением к программе и разрабатывается ежегодно.

3.4. Оценочные материалы, которые представляют пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

3.5. Список литературы и электронных ресурсов включает основную и дополнительную учебную литературу, справочные пособия, ссылки на сайты; должен быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, родителей; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.

Пример краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ (6 – 18 часов), в которых предполагается использование игровых, исследовательских, проектных и пр. методов работы. По рекомендации СОИРО.

Например, краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» .

Примером программы естественнонаучной направленности может стать краткосрочная программа «Экомир».

Примером программы туристско-краеведческой направленности является программа «Люди. События. Факты» , ориентированная на знакомство детей с историей Саратовского края.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Параметры выявления отличительных

особенностей

Переформулировка теоретико-методических идей в

практико-ориентированные вопросы

Многоуровневая (долгосрочная)

образовательная программа

Краткосрочная

образовательная программа

1. Тематические

отличия

Каковы тематические отличия образовательной программы многоуровневого (долгосрочного) типа от программы краткосрочной?

Последовательное движение к достижению выдвинутых целевых задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся

Краткосрочная образовательная программа была создается с целью усиленного обучения детей какому либо творчеству.

2. Концептуальный психолого-педаго-

гический подход

В чем конкретно выражаются изменения в ходе целеполагания? Каким способом цели были переформулированы?

Ведущая цель многоуровневой (долгосрочной) образовательной программы одна: дети начинают обучение с азов и заканчивают его изготовлением более сложных изделий

Краткосрочная программа изначально предназначена для детей, уже имеющих некоторые навыки в каком либо творчестве. Обучение по программе завершается изготовлением простейших изделий

3. Ракурс процессуальных методико-технологических

различий

Чем отличается техника и технология работы в рамках разноуровневой (долгосрочной) программы от краткосрочной?

Различий в технике и технологии между программами нет

4. Ожидаемые результаты

В чем заключены существенные отличия ожидаемых результатов по сравниваемым типам образовательных программ?

По окончании срока реализации данного типа образовательной программы выпускник объединения способен самостоятельно изготовить (сшитое им, либо связанное) изделие, выполненное последовательно, из занятия в занятие, в соответствии с основополагающей, универсальной технологией

По окончании срока реализации краткосрочной образовательной программы выпускник может выполнять только относительно несложные творческие работы, соответствующие требованиям к запланированному результату обучения.

Но в воспита-тельном плане он

мотивирован на перспективу своего дальнейшего развития в этой предметно-практической сфере деятельности

Есть огромный плюс в использовании краткосрочных программ, так называемый поисковый режим, где ребенок успевает проявить и раскрыть свои интересы, свое «я». А главное, что детям не успевает надоесть определенный вид деятельности. За непродолжительный период обучающиеся успевают познакомиться и освоить несколько видов творчества. Практика показала, что ребенок, который «знает, умеет, может» охотно и смело включается в более сложные процессы.

Реализация краткосрочных программ позволяет организовать не только отдых и оздоровление детей, но и образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.

Таким образом, краткосрочные программы дополнительного образования являются фактором повышения технологической компетенции обучающихся, особенно младших школьников.

А для нас, педагогам ДДТ, ключевым, наиболее важным психологическим условием создания нового поколения вариативных краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ, является искреннее стремление творчески работающих педагогов идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными. https://lysva.biz/uploads/files/2016/10.2016/sbornik_rek.pdf

Логопедия" href="/text/category/logopediya/" rel="bookmark">логопедические недостатки. Занятия благотворно влияют на психические функции: воображение, память, мышление, речь.

Большое значение мы придаем охране детского голоса и здоровьесберегающим технологиям. Содержание программы построено с учетом особенностей детского голоса, соответствует возрастным, психологическим возможностям детей.

Программа планирует работу и с одаренными детьми, которая направлена на углубленное развитие их вокально-исполнительских способностей.

Программа предполагает репертуар, в котором сочетаются произведения русской и зарубежной классики, фольклор и песни, музыкальные сказки современных авторов.


Программа включает следующие разделы.

2. Сценическая речь.

Предмет «Музыкальный театр» рассчитан на 2 часа в неделю.

Проектируемые результаты

1. У детей будет сформирован стойкий интерес к театрально-музыкальным занятиям, эмоционально-положительное отношение к роли исполнителя; обогащение и расширение нравственного и художественного опыта.

2. Дети приобретут развернутое представление о театральном искусстве, вокальном исполнении, сценической речи.

3. Овладеют основными певческими исполнительскими навыками и смогут применять их при исполнении различных музыкальных произведений.

4. Дети будут иметь навыки сценического поведения, позволяющие успешно участвовать в театральных фестивалях и конкурсах.

Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Количество

Выработка певческой установки

Навыки певческого дыхания

Артикуляция

Округлое формирование гласных звуков

Пение легато

Чистота интонирования всех ступеней лада

Динамические оттенки (пение форте)

Динамические оттенки (пение пиано)

Сценическая речь

Упражнения, снимающие мышечное напряжение

Навыки смешанного диафрагмального дыхания

Тренировка гласных звуков

Тренировка согласных звуков. Классификация

Речь письменная и устная. Буква и звук

Произношение гласных

Произношение согласных

Правила логического чтения текста. Логические ударения

Работа над ролью

Подготовка музыкального спектакля

Всего за год

* На один урок может быть вынесено несколько тем (одна для предварительного ознакомления, другая для детального изучения, третья для закрепления умений и навыков), поэтому указанное общее количество часов следует понимать как время, затрачиваемое на тему в течение всего года.

Данный раздел помогает понять и осознать какое место, и какую роль играет вокал в музыкальном театре, показывает синтез вокала и театра.

Уроки вокала дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух и вкус. Помогают учащемуся более полно раскрыть образ избранного им персонажа.

Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности (звуковедение, артикуляция , штрихи, нюансы) доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции. Но прежде чем все это увидит зритель, предстоит огромная совместная работа педагогов и учеников.

Развивать у учащихся:

*общий культурный и музыкальный уровень;

*профессиональные певческие навыки;

*певческое устойчивое дыхание на опоре;

*ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

*высокую вокальную позицию и точное интонирование;

*дикционные навыки, четкую, ясную артикуляцию;

Нравственное воспитание детей осуществляется в процессе обсуждения нравственных коллизий содержания пьес, стихов, песен, обсуждение негативных и позитивных жизненных явлений в детской и подростковой среде.

С детьми проводятся регулярные беседы о том, как беречь голос, при необходимости дети направляются на консультацию к врачу фониатру. На распевании и тренинге используем разработку «Исцеляющие звуки» (см. Приложение 3) и тибетскую гимнастику (см. Приложение 4). Приветствуется привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу: приглашение на выступления, концерты, совместные чаепития; привлечение для пошива костюмов, оформления декораций. Это способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Жинкин речи. – М., 1958.

2. Запорожец сценической речи. – М., 1974.

3. Иванесов литературное произношение. – М., 1972, 1984.

4. Культура сценической речи.// Под ред. . – М., 1979.

5. Монарди и орфоэпия. – М., 1967.

6. Петрова речь. – М., 1981.

7. Промптова режиссера над стихотворной драматургией. – М., 1981.

8. Русское сценическое произношение.// Под ред. Н.И Кузьминой. – М., 1986.

10. Сценическая речь. – М., 1955.

11. Станиславский актера над собой. – М., 1951.

12. Сценическая речь // Под ред. . М.,1976.

13. Тимофеев теории и истории русского стиха. – М., 1958.

14. Хватцев. – М., 1959.

15. Хватцев речи у школьников. – М., 1958.

16. Чарели речевого аппарата к звучанию. – М., 1976.

ДЕТСКИЕ ХОРОВЫЕ СБОРНИКИ

1. Как Рыжик научился петь. – М.: Советский композитор, 1989.

2. Веселые и смешные песни / сост. – Л.: Музыка, 1990.

3. Весна идет. Песни и хоры на стихи Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета – М.: Музыка, 1989.

4. Жаворонок / сост. Г. Струве. – М.: Музыка, 1975.

5. Малыши поют классику / сост. Л. Афанасьева-Шешукова – С-Пб, 1998.

6.Музыкальный театр (вып.1,2,3). Театрализованные представления в сопровождении фортепиано для детей младшего и среднего возраста. – М.: Музыка, 1986.

7. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1986.

8. Хоровой класс. – Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: Советский композитор, 1988.

9. С песней весело шагать. Популярные песни для детей. – М,: Музыка, 1991

10. Хрестоматия русской народной песни / сост. Л. Меканина – М.: Музыка, 1991.

Приложение 1.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ

1. сл. нар. «Киска».

2. сл. нар. «Тень-тень, потетень».

3. сл. нар. «Сорока».

4. сл. нар. «Колыбельная».

5. сл. нар. «Дождик, дождик».

6. сл. нар. «Барашеньки».

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

1.Русская нар. песня «Как у наших у ворот».

2.Русская нар. песня «Птичка».

3.Русская нар. песня «Скок-поскок».

4.Русская нар. песня, ред. П. Чайковского «Перед весной».

5.Русская нар. песня «Как на тоненький ледок».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ

1. «Песенка-чудесенка».

2. «Про лягушек и комара».

3. «Вот какие чудеса».

4. «Плачет котик».

5. «Простая песенка».

6. «Куры».

7. «Шишковяк».

8. «Игра в гостей».

9. «О ленивом червячке».

10. «Петь приятно и удобно».

11. «Я красиво петь могу».

12. «Модница».

Приложение 2.

ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ

Игры - упражнения могут быть использованы в качестве разминки или тренинга. Цель упражнений – театрально-творческое развитие (развитие индивидуальной выразительности и точности логики действий, а так же умения работать коллективно).

1. «ЭСТАФЕТА». Учащиеся должны вставать друг за другом следующим образом: как только сел предыдущий – встает следующий. Порядок вставания можно менять – по рядам, от парты к парте, змейкой, по алфавиту и т. п. Главное в задании – не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека. В этом случае педагог останавливает цепочку, потому что заданное условие нарушено. Вставание можно заменить передачей хлопков.

«Эстафета» – коллективное упражнение, в нем у каждого есть своя обязанность, которую необходимо выполнить вовремя. Вот это «вовремя» и является единственной трудностью. Причем для исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать и сесть, а для всего коллектива – чтобы не вмешиваться в работу каждого, ждать терпеливо, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом.

Для театральной грамоты в этом упражнении важна полная самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга.

2. «ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ». Ученикам объясняется, что по команде учителя в классе должны подняться и стоять столько человек, сколько пальцев покажет учитель, это и будет сигналом к началу выполнения упражнения. Учитель выкидывает руку или две с задуманным количеством пальцев и произносит: «Раз, два, три – замри!» В классе должно стоять столько учеников, сколько было выкинуто пальцев. Никто в классе не знает, сколько человек должно будет встать и кто именно из класса. Поэтому сразу вслед за заданием, сколько пальцев, столько человек должно встать – каждый из участников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Упражнение помогает активизации ученической позиции на занятии. На «отлично» упражнение выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой каждого из участников занятий. Нередко в группе оказываются 2 – 3 ученика, которые встают каждый раз, и 5 – 6 неработающих. Для внесения изменения в настрой каждого из них следует принимать следующие меры: слишком активных просить включаться в работу через 5 – 6 сек. после первой попытки группы выполнить задание; создать отдельную подгруппу из неактивных и для этой подгруппы дать новое задание; можно разбить класс на три группы и устроить соревнование на скорость реакции или даже счета: 1 группа – число, 2 группа – число, 3 группа – сумма. Для актерской грамоты в этом упражнении важна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать и к тому, чтобы не шевелиться, - все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.

3. «ОДНОВРЕМЕННЫЙ ПОКЛОН, ХЛОПНУТЬ В ЛАДОШИ». Всему классу сразу или одному ряду, одной группе дается время, за которое дети должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3с) снова хлопнуть и т. д. Хлопки можно заменить поклоном в пояс, подниманием рук или подпрыгиванием. Упражнение считается хорошо выполненным, когда делается одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях.

Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Театральное исполнительское искусство требует умений быть самостоятельным и подчиняться. Упражнение тренирует подчинение общему ритму, движению. Научиться делать что-то одновременно с другими – важный навык для исполнительского театрального искусства. Тренировка одновременности, на первый взгляд, подавляет смелость быть самостоятельным, но в реальности только она и подготавливает подлинную смелость и самобытность. Поэтому упражнение типа «одновременно» важно и нужно делать на всех этапах занятий. Причем для средне и малоодаренных детей тренировка в одновременности – поначалу единственная доступная и любимая форма активности, что следует учитывать при работе с полным классом.

4. «УПРАЖНЕНИЕ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (ПФД)». Ученик выполняет манипуляции с воображаемыми предметами, т. е. действует точно так, как бы он действовал с реальными предметами. Учитываются точность направления взгляда и внимания, характер мускульной работы рук, пальцев, корпуса, ног, спины, шеи и т. д.

Упражнения на ПФД должны занимать в работе с классом достаточно большое место. Смысл всех упражнений в воплощении правильного (как в реальности) распределении внимания и мускульных напряжений при действии с предметами (не людьми): «Где глаза?» (куда направлен взгляд – внимание), «Какая мускулатура работает?» (пальцы, ладонь плечо, брюшной пресс, ноги). Причем все это для каждого реального предмета и у каждого реального человека происходит по-особенному. Обобщение в работе мускулатуры и внимания выводит упражнения из сферы актерского тренажа в сферу пантомимы. Начинать упражнения можно легко, дети сами выбирают предметы и действия, которые они могут выполнить по памяти (открыть сумку, забить гвозди и т. п.). Или упражнение выполняется всем классом с одним предметом: шваброй, платком, стулом, графином, портфелем. Затем отрабатывается с каждым отдельно выбранное учеником действие, причем важно, чтобы всегда была возможность и его реального выполнения. Только по действию с реальным предметом педагог и ученики могут проверить верность выполнения упражнения и дать советы. Позже хорошо вводить парные задания (нести ведро, бревно, совок и веник , скатерть, играть в мяч, тянуть и т. п.), а затем и «озвучивать» беспредметные упражнения. В выборе самих дел динамика такова: от памяти работы пальцев и всего корпуса – к сложному переключению мускульных напряжений во всех частях тела; от прямолинейного простого внимания – к его переключению. Театральный смысл упражнений ПФД состоит в фиксации в сознании ученика факта тонких особенностей действий, их зависимости от особенностей человека и ряде особенностей предмета. Способность к театральному искусству проявляется в рождении иллюзии, в возникновении на пустом месте достоверности и правды не только движений, но и чувства.

5. «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ – ПОКАЖЕМ.» Традиционная детская игра, а по существу – групповое упражнение на память физических действий. Чтобы эта игра носила характер учебно-тренировочной по театральному искусству, нужно оговорить требования к достоверности, убедительности, похожести, узнаваемости, скрупулезности, точности действий, чувств, диалогов, атмосферы. Всем этим требованиям, разумеется, игра не удовлетворит, но акцентировка их подведет детей к выполнению театрального этюда.

6. «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ». Детям предлагается по-разному поднимать руку, сидеть, идти. Например, поднять руку, когда хочешь, чтобы тебя вызвали, и когда не хочешь; сидеть у телевизора, у шахматной доски, на уроке, на концерте, в автобусе, самолете. В задании сначала задается «дело» – ходить, сидеть, размахивать руками, слушать, командовать и т. п. Само задание может выполняться в нескольких вариантах одним человеком, или каждый исполнитель играет только один вариант, а их множество возникает, как сумма разных исполнений. Игра по одному варианту, но без повтора того, что сыграл предыдущий, легче и поначалу хорошо активизирует воображение в области поведения. Но при повторении аналогичных заданий она становится слишком легкой.

7. «ОБСУЖДЕНИЕ УВИДЕННОГО И ФАНТАЗИРОВАНИЕ» – две полезные формы работы в театрально-творческом и общем воспитании детей. Увидели, как «человек идет», и определили все связанные с увиденным «предлагаемые обстоятельства».

8. «ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА». Если стул превращают в мотор автобуса, то другие ученики могут стать пассажирами, кондуктором, помощником слесаря, товарищем шофера и т. п. Когда зрители догадываются о содержании, месте и времени превращения, каждый из них может выдумать роль и дело для себя, но такое, чтобы превращение, заданное первым исполнителем, стало более полным и выразительным.

9. «ПРЕВРАТИЛСЯ САМ». Группе учеников (3 –7) предлагается превратиться в кусты, деревья, фрукты, цветы, игрушки, инструменты, хлеб и т. п. Задание можно давать по форме: «Мы входим в (пауза, собирается внимание)…спортивный магазин. Раз…Два…Три». После команды «три» каждый из группы изображает предмет, меняя свою позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет. В этом упражнении тренируется смелость, фантазия, изобретательность. Например, чтобы изобразить гриб сморчок, мальчик садится на корточки, сжимается, вытягивается и делает мятое лицо-гримасу. Упражнение удобно для начала занятий, усложняется по линии более сложных слов заданий.

10. «ДЕЛИТЬСЯ НА КОМАНДЫ». Все играющие делятся на пары, хотя бы при помощи расчета на первый и второй. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце – дождик; поезд – самолет, капуста – лук и т. п. Причем эти слова нужно не сказать, а сыграть. С течением времени можно условливаться о характере слов, например только одушевленные или неодушевленные; прилагательные, цветы, события и т. п.

11. «ВЗЯТЬ ПАРТНЕРА, МЕНЯТЬСЯ МЕСТАМИ». «Взять партнера» – это значит связаться глазами с кем-то в группе. При этом нельзя пользоваться жестами, словами, только ловить взгляд ток, чтобы связаться глаза в глаза. Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание – поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т. д. Это упражнение удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине быстро изменить порядок распределения детей в классе: «Взяли глазами партнера (пауза). Бросили этого партнера, взяли другого». В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере и замечать его внимание к себе. Началом этого умения будет тренировка быстро связываться взглядом (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами. Усложнять: меняясь местами, задайте вопрос; поменяться местами вместе со стульями без грохота и стука и т. д.

12. «УПРАЖНЕНИЯ СО СТУЛЬЯМИ» – вся группа по команде «Приготовились! Пожалуйста!» одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-то фигуры и одновременно садится. Например: «Приготовились одновременно поставить стулья в полукруг лицом к двери! Пожалуйста!» Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все работали одновременно, приспосабливаясь друг к другу. Такой простой инструмент, как стул, дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу, слаженности действий при реальной возможности оценивать ход и результат работы.

13. «РУКИ – НОГИ». Группа должна безошибочно выполнить простые движения под команду учителя: по одному хлопку поднять руки, по двум -–встать. Если реки уже подняты, то по одному хлопку их нужно опустить, а если уже стоят – по двум хлопкам сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность. Упражнение очень эффективно собирает внимание, его можно включать в любой вид работы и во все этапы и периоды занятий.

14. «ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ». Играющие делятся на две команды, которые становятся друг против друга. Команда, которую назовет ведущий, ловит, другая команда убегает. Ведущий говорит медленно: «Во-о-о-ро-о…» - в этот момент готовы и убегать и ловить. Именно этот момент противоречивой готовности и важен в упражнении.

15. «ЖИВОЙ АЛФАВИТ» – ведущий распределяет буквы алфавита между всеми учащимися и задает слово, например «грибок». После этого по хлопку должны выйти те ребята, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. Запятая, точка могут обозначаться общим хлопком в ладоши.

16. «РАВНОМЕРНО ЗАНЯТЬ КЛАСС». По команде группа учеников должна распределиться на равном расстоянии друг от друга, заняв всю свободную площадь комнаты. Ни один из учеников не знает заранее, где ему надо стоять. Упражнение выполняется без слов.

17. «АББРЕВИАТУРЫ». Ученикам предлагается дать свою расшифровку сокращенным названиям, которые можно увидеть на вывесках, обложках, - РЭМ, ЩДР… Упражнение на воображение, знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да еще организованные между собой в название – задача не столько трудная, сколько неожиданная. Дети легко начинают шутить и смеяться, придумывая смешные названия. Следует вводить ограничения: «Это название из Страны смеха, слез, зверей, звезд, деревьев» и т. п.

18. «ПО ПРАВДЕ И ПОНАРОШКУ». Сначала выполняется реальное «дело» – искать спрятанную иголку, затем это делается понарошку, т. е. выполняющий, зная, что иголки нет, ищет ее так же, как искал по правде. «Дела» могут быть самыми разными: целить и кидать в цель мячик, мыть стены, поливать цветы, выметать пол, тренироваться: по правде, потом понарошку. Упражнение, развивающее наблюдательность и способность находить объяснение, - оправдание всем особенностям поведения человека в данных обстоятельствах, занятого определенным делом. Сравнение того, как мы «играем» ситуацию, и того, как она развертывается, реализуется на самом деле, - необходимая ступень в развитии исполнительской театральной культуры. Если предложить ученику сыграть «мы спрятали указку, найди ее», он будет делать одни действия, а если указку действительно спрятать, а ученик будет искать ее по правде, то он будет действовать совсем по-другому. Эту разницу увидеть легко. И она-то заставляет детей стараться в условиях «понарошку» вести себя «по правде».

19. «ПОВТОРИ, ОТЛИЧИСЬ, ДОПОЛНИ». Введение этих заданий (по одному или поочередно, но все на одном занятии) имеет большое значение для формирования исполнительской культуры и творческого подхода. Любое из предыдущих заданий можно связать с «повтори», т. е. вызывается ученик, который должен точно повторить все, что выполнил другой исполнитель. Для повторения можно вызвать не одного, а двух-трех. Можно, чтобы всякий следующий повторял предыдущего. Многие задания позволяют поставить обязательное условие – «отличись». Это значит, что следующий должен максимально отличить свою работу от предыдущего – сделать не то, не так, по-другому, о другом. Наконец, ряд упражнений позволяет поставить задачу «дополни» – развить, развернуть, добавить к работе исполнителя что-то свое, что не зачеркивает, а дополняет его игру. Упражнения важны в любом виде коллективного труда, а в процессе освоения логики действий, их особенностей, т. е. воспитания навыков восприятия, крайне необходимые. Для того чтобы повторить, дополнить, отличиться в выполнении действий, их надо понять и зафиксировать. «Повтори» – центральное направление внимания на первом этапе, на втором – «отличись» на третьем – «дополни».

20. «УБЕГАЕТ, ДОГОНЯЕТ, БЕЖИТ». Каждый учение показывает эти три вида бега. Дети выясняют разницу в качестве действий (поведения) каждого из вариантов. При выполнении задания следует коротко познакомиться с предлагаемыми выдуманными исполнителем обстоятельствами: «Ты кто?», «От кого?», «Почему?», «К кому бежишь?». На первом этапе важно, чтобы отличились три исполнения каждого ученика. На втором этапе - один и тот же ученик играет разные «убегает»: от волны, от мяча, от врага, от погони. На третьем этапе – парные этюды: двое убегают, и что происходит между ними? Один убегает, другой догоняет. И что случилось и как это происходило, чем кончилось?

21. «ВЫХОД ГРУППЫ». По команде дети выходят на скорость так, чтобы первые не тормозили последних, чтобы не возникало «пробок». Со временем задание усложняется требованием тишины, вплоть до абсолютной.

22. «ХОРОВОД». Ученики, сцепившись за руки, «пишут» своим хороводом заданную учителем букву: Б, Е, Г, О, И, П, Л, Р, В и т. п. До начала письма все должны стоять в хаотическом порядке, каждый сам по себе. Упражнение выполняется легко, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет. Упражнение дает хорошую разминку, согласованность движений и четкий результат.

23. «ФРАЗА ИЗ СЛОВ». Ведущий называет любой набор слов: «лестница, человек, часы» (наборы лучше составлять на основе какой-то реальной ситуации, окружающей вас). Ученикам предлагается составить предложение, картину из одного предложения, в котором были бы все заданные слова. Разрешается менять падежи и время заданных слов. Даже неожиданный набор слов складывается легко, если слова легкие, из повседневного обихода (воробей, лестница, конфета, бант, холодно), и гораздо труднее, когда привлекаются слова, которые учитель хочет ввести в обиход детей (премьера, роль, репетиция, пауза, зритель, аплодисменты, фантазия, отразил). Для обогащения речи детей такая форма тренировки является очень полезной.

24. «ШУМЫ». Ученики определяют «что, где, когда» по «шумам», которые издают один или два невидимые классу ученика. Воспроизведение жизненной картинки, ситуацию эпизода, обстоятельств, случая может свестись к воспроизведению звуков, входящих в картинку. Можно задать название этюда в одном или нескольких вариантах: утро на море, ночь в лесу, у зубного врача. Можно играть в загадки-этюды. Исполнитель или исполнители играют этюд, класс слушает и пытается определить, «где это было». Коллективный этюд требует достаточной меры собранности, взаимосвязи, серьеза, четкости в работе. Часто дети начинают с этюдов «Утром», «Птичий двор», «В зоопарке» и постепенно выдумывают и играют этюды «Комар в ночном поезде», «Авария на шоссе», «Городская улица».

25. «КАРТИНКА ЗА ОКНОМ». Дается задание записать или рассказать, что ты видишь сейчас за окном. Описание должно быть понятным, четким, чтобы слушатель мог дать потом отчет о том, что у него за спиной, а все другие по его рассказу проверить качество описания. После такого отчета слушателю разрешается повернуться, посмотреть и рассказать так, как это сделал бы он сам. Каждый из нас видит что-то определенное, отличие «видений» – важный момент в художественной практике. На первом этапе описывать можно то, что видят за окном или видели по дороге. На втором этапе – то, что увидят за словом, фразой, текстом. На третьем – за словами пьесы, драматургии. Видение от реальности, живописности должно дойти до видения сюжета, логики поведения, характера, образа.

26. «ВЕС». Разное ощущение человеком своего веса зависит то его самочувствия, настроения: радость, ликование дают ощущение невесомости, полета, легкости. Это состояние обозначается цифрой «один» . При команде «один» все дети превращаются в легких, при команде «два» – в солидных, но довольных; «три» – недовольных, скучных, усталых, обиженных, огорченных; «четыре» – все стали тяжелыми до бессилия, даже головы не держатся, тело налито свинцом, встать, поднять руку тяжело.

27. «ЖИВОТНЫЕ» - домашние, дикие. Зоопарк. Живой уголок. Птичник. Дети выдумывают, превращаются, зрители угадывают. Играть животных – одна из самых традиционных форм овладения элементами актерского искусства. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность – вот слагаемые превращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить поведение, повадки, особенности домашних, диких зверей и зверей в зоопарке.

28. «ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ». Как и упражнение на превращение вещи, подразумевает выполнение соответствующих действий. Ученик что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а лес, например, или вокзал и т. д. Это упражнение мы считаем центральным театральным заданием первого этапа знакомства с актерским творчеством. Поскольку в условиях класса не приходится рассчитывать ни на что другое, кроме «логики действий», чтобы превратить класс в автобус или музей, постольку центральный феномен театра – действие выступает на первый план и в осуществлении, и в оценке выполнения задания.

Этапы работы обычно таковы:

Начальные пробы;

Анализ получившегося и формирование пожеланий для более совершенных превращений;

Составление плана-заказа-задумки с перечнем необходимых дел и участников;

Осуществление одного из замыслов всей группой;

Вычленение драматурга, режиссера, актеров, зрителей.

Уже на двух последних стадиях возникает новый уровень игры в превращения, так как «помощь» требует сохранения замысла и согласованности действий. Один исполнитель успешно справляется с превращением класса в болото, в музей, в лес. Но в каждом случае легко представить себе коллективное осуществление этой же задачи: один бродит по лесу, другой пугает его, прячась за деревьями, третий встречает его и спрашивает дорогу, четвертый играет зайца, пятый – птицу и т. п. При переходе к коллективной работе полезно вычленить обязанности помогающих. Обычно группа предлагает такие виды «помощи в превращении»: буду делать шумовое оформление, буду изображать декорации (деревья, кусты, дома); буду тоже в этом месте что-то делать (гулять в лесу, лезть через болото…); буду противником (медведем, директором музея); буду помощником-партнером (дедушкой, который учит искать грибы; мамой, которая показывает картины природы и объясняет). Все эти виды помощи имеют в своей основе разные театральные профессии в их назначении – создавать артисту условия для работы.

29. «ТАК И НЕ ТАК». Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах ее проживания: правильный и неправильный вид поведения. Перемешанные карточки раздаются всем ученикам, детям предлагается поднять руки, у кого есть картинки с изображением «неправильного» поведения. Один вызывается и рассказывает классу, как нельзя себя вести о чем его картинка. Дети слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому досталась такая карточка, и продолжает разговор: он уже рассказывает, как надо себя вести в такой ситуации. И т. д. Первая стадия игры – просто знакомство с заложенными в ее набор правилами вежливости . Вторая – актерское исполнение заданных игрой ситуаций. На третьем этапе следует расширять набор правил, в том числе включать правила общения с театральным искусством. Хорошо играя плохое поведение, ученик как бы получает прививку от такого поведения впредь.

30. «НА ПЯТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ». Внимание к работе каждого из органов чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание – проявляется в поведении человека. Мы всегда отличим поведение человека, который что-то увидел или рассматривает, от поведения человека, почувствовавшего запах (например, подгоревшего молока или чего-то приятного). Особое поведение у человека и тогда, когда он пробует на вкус или смакует любимую сладость. Вот это и надо сыграть. Этюды можно задавать на одно, два, три, четыре, пять чувств. Выдумывать место и обстоятельство действия каждый может сам, главное требование к детям – правдиво прожить кусочек выдуманной истории. Такие этюды могут быть сыграны как отдельные сценки даже перед публикой.

Приложение 3.

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ЗВУКИ

Благотворное действие пения на организм известно давно. Пение требует от нас нижнего диафрагмального дыхания, которое очень полезно для здоровья. Звук благодаря своей волновой природе может воздействовать на клетки и менять их активность.

Долгое и протяжное пение звука «И» стимулирует головной мозг, глаза и нос. Можно им лечить насморки, гаймориты и воспаления глаз. Он стимулирует гипофиз, щитовидную железу. Когда человек долго поет этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение. Это хорошее средство против плохого настроения.

Звук «У» наполняет человека мудростью. Распевание звука дает прилив сил и энергии для активной деятельности, усиливает динамику его жизни. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.

Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, усиливает творческие возможности и их реализацию.

Звук «Е» оказывает гармонизирующее воздействие. При пении звука стимулируются горло, трахея. Распевание звука настраивает на чувство любви к миру и людям, дает ощущение стабильности, покоя и удовлетворения.

Распевание звука «Э» делает человека коммуникабельным, усиливает сообразительность и предприимчивость.

Звук «Ю» благотворно действует на почки, снимает болевые спазмы. Распевание этого звука открывает новые горизонты в жизни, способствует благополучию.

Звук «О» главный гармонизирующий звук. Чем больше звука «О» в словах, тем больше гармонии. Распевание звука способствует концентрации на чем-либо, структурирует сознание, позволяя сосредоточиться на главном.

Очень важный звук «НГ» помогает настроиться на информацию, которая способствует достижению поставленной цели, расширяет творческие возможности человека.

Произнесение звука «МН» упрощает жизнь. Эти вибрации словно расщепляют все на составные части, мы начинаем видеть отдельные фрагменты, в которых проще разобраться.

Распевание звуков «ЮЯ» помогает адаптироваться в социальной среде не теряя своей индивидуальности.

Звук «ИЯ» благотворно действует на сердце.

Звук «ПА» активизирует работу сердца в щадящем режиме. Стимулирует активизацию мышления и дает уверенность в себе.

Звук «ХА» производит очищающее действие, благотворно действует на дыхание.

Приложение 4.

ТИБЕТСКАЯ ГИМНАСТИКА

1. Усиленно массировать уши прижатыми ладонями сверху вниз и снизу вверх 42 раза. При этом большие пальцы массируют шею сзади, ниже ушей. Упражнение улучшает память.

2. Кончиками указательных пальцев в быстром темпе массируйте козелки 42 раза. Упражнение нормализует артериальное давление.

3. Указательные пальцы воткнуть в ушные проходы и 42 вибрациями «выливать» воду из ушей. Упражнение предупреждает и лечит глухоту.

4. Тыльной стороной больших согнутых пальцев рук 42 кругами по направлению к носу массировать глазные яблоки. Снимает напряжение, предупреждает и лечит глаукому и катаракту.

5. Упражнение «Чакрас». Вдыхая носом, сильно надуть живот. Затем вдвое дольше вдоха выдохнуть через рот – губы трубочкой, со звуками: «фу-фу-фу…» Таких вдохов сделать 42 раза. Восстанавливает работу главной дыхательной брюшной мышцы, лечит астму, бронхит , улучшает работу внутренних органов.

6. Массировать живот ладонями: 42 круга по часовой и 42 круга против часовой стрелки.

7. Кончиками пальцев усиленно массируйте волосяной покров головы – от ушей к макушке и ото лба и затылка к макушке 42 раза. Улучшает память, помогает при головной боли.

8. Ладонями прижать уши и кончиками пальцев 42 раза «ударить» по затылку. Упражнение лечит глухоту, снимает головную боль, снижает артериальное давление.

9. Руки сцеплены в замок на затылке. Голова на месте, а руками вправо – влево 42 раза. Помогает при остеохондрозе.

10. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Сделать 12 или 22 осевых поворотных движений вправо и влево. Профилактика остеохондроза.

11. Ежедневно массировать «точки жизни» не менее 5 минут – она находится на три положенных поперек пальца ниже коленных чашечек, с внешней стороны колена. Нормализует обмен веществ и укрепляет иммунную систему.

Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ

Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___» ___ 20 г Приказ от «___» ___ №__

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Раз словечко , два словечко »

Срок реализации программы : 6 недель (18час)

Вид программы : модифицированная

педагог дополнительного образования

г. Гулькевичи, 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Краткосрочная образовательная программа «Раз словечко , два словечко » социально-педагогической направленности способствует развитию познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся и предназначена для организации познавательного досуга детей в летний период, развитию главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления, формирования потребности владения языком, совершенствования речи и расширения знаний об окружающем мире.

Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса. Программа «Раз словечко , два словечко » предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время. Занятия по программе способствуют формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Дают возможность, как закрепить ранее полученные знания в области, так и приобрести новые, формируют умение пользоваться ими на практике в различных ситуациях. Занятия строятся в игровой, занимательной форме с использованием речевых игр.

Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования , а также наличием в учреждении необходимых материально-технических условий для реализации этих программ .

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков, к развитию и воспитанию детей.

Адресат программы . Программа разработана для детей 5,5-7 летнего возраста. Занятия могут посещать все желающие дети, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма.

Объем программы : срок обучения - 6 недель, общее количество часов – 18, в неделю - 3 часа.

Форма обучения : очная

Режим занятий : 3 раза в неделю по 1 часу.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии) . Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности : имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления , речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.

Занятия состоит из всех трех частей пяти разделов программы . На каждом занятии проводится динамическая пауза в форме подвижных игр и физкультминуток.

Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность.

Образовательные :

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

Продолжить знакомить детей с элементарными навыками чтения, письма;

Формировать умение применять полученные знания на практике в различных ситуациях;

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли.

Личностные :

Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;

Развивать личность ребенка, его дарование и способность путем

самостоятельного решения творческих и других задач;

Развивать коммуникативные способности детей на основе общения ;

Развитие познавательных способностей : логику мышления, речь, внимание, память, воображение;

Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, умение сотрудничать, коллективизм.

Метапредметные :

Развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;

Формировать культуру общения друг с другом ;

Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;

Формировать умение работать индивидуально и в группе : находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формировать ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Учебный план

п/п Тема Количество часов

Всего Теория Практика

1. Вводное занятие. Инструктаж

по технике безопасности. 1 0,5 0,5

2. Сказочная грамота 6 0,5 5,5

3. Развитие речи. 4 0,5 3,5

4. Веселый карандашик. 6 0,5 5,5

5. Итоговое занятие 1 1

Итого : 18 2 16

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.

Практика.

Упражнение «Телефон» . Игра «Давайте познакомимся» .

Экскурсия по центру.

Раздел 2. Сказочная грамота.

Теория. Знакомство с русскими народными сказками.

Практика. Чтение сказок : «Репка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Кошкин дом» , «Колосок» , беседа о прочитанном. Коллективное составление рассказа по картинкам. Пересказ сказки. Инсценировка сказки. Сочинение своей сказки. Ответы на вопросы.

Построение предложений. Составляем предложение с определенным словом .

Упражнение «Покажи букву» , «Какая это буква» , «Определи, где находится звук» , «Я называю звуки» .

Дидактические игры со словами : «Угадай первый звук в слове » , «Мама пошла в магазин» , «На что похожа буква» .

Игры с магнитной азбукой : «Чудесный мешочек» , «Какой буквы не стало» , «Сложи слово из букв магнитной азбуки»

Раздел 3. Развитие речи.

Теория. Составление описательного рассказа по теме : «Овощи» , «Фрукты» , «Животные» , «Транспорт» , «Профессии» . «Цветы» .

Практика : Просмотр и обсуждение короткометражного фильма «Улыбка природы» .

Игры : «Что растет на огороде?» , «Один - много» , «Скажи ласково» , «Назови одним словом » , «Продолжи ряд слов » , Слово наоборот », «Продолжи предложение» . «Отгадай загадки» .

Разучивание скороговорок.

Раздел 4. Веселый карандашик.

Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Ориентировка на листке в клетку : рисование узоров по пунктирным линиям, штриховка, работа с трафаретом.

Практика : Графические упражнения. Упражнение в начертании наклонных линий.

Игровые задания. Обводы фруктов, овощей, транспорта, цветов их штриховка.

Рисование «бордюра» , «Заборчика» , «Домика» , «Зонтика» , «Кораблика» и др.

Путешествие в город мастеров : «Дорисуй узор» , «Закончи рисунок» , Весёлые прописи.

Упражнения с пальчиками : театр пальчиков рисование пальцем в воздухе.

Упражнения игра «Улитка» , «Чаби - чаляби» , «Поварята» .

Раздел 5. Итоговое занятие.

Практика : Конкурс «Самый, самый, самый…»

Условия реализации программы .

1. Материально-техническое обеспечение.

Для реализации программы требуется светлое , проветриваемое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Специальная мебель (столы и стулья) для учащихся, соответствующая 5 -7-летнему возрасту, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, магнитная доска с маркерами, наглядные пособия

Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы :

Письменные принадлежности для каждого ученика : ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

Демонстрационные наглядные пособия.

Трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев) ;

Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки. Наглядно-дидактические карточки.

Развивающие игры «Прочитай по первым буквам» , «Делим слова на склады » и др.

Техническое оснащение : компьютер, принтер, интернет, телевизор и DVD – проигрыватель.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Фотоматериал, письменные отзывы учащихся и родителей, журнал учета работы педагога и посещаемости учащихся, письменный анализ педагога о реализации программы (количество детей, занимающихся в объединении, количество вновь прибывших детей, степень выполнения программ .

Список используемой литературы.

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель» . Воронеж, 2005г.

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г. 3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. «Нева» . Москва «Олма – Пресс» , 2002 г. 4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г. 5. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» . Москва, 2006г. 6. Шапина О. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Москва, «Сова» , 2007г. 7. Фалькович Т. А, Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «Вако» , 2005 г. 8. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс» , 2005 г.

9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез» , Москва,2014г. 10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят»