Самые смертоносные трагедии, произошедшие на авиашоу. Смертельные авиашоу: львовская трагедия  Львовская трагедия на авиашоу

Трагедия в Скнилове стала самой кровавой за всю историю авиашоу и поставила точку на проведении таких мероприятий на Украине

Прошло ровно 16 лет с момента самой масштабной катастрофы в истории мировых авиашоу. Пилоты, признанные виновными в смерти 77 человек, отбыли назначенные сроки заключения, но на многие вопросы до сих пор так и не получены исчерпывающие ответы.

Ничто не предвещало трагедии

27 июля 2002 года во Львове была отличная погода, и более 10 тысяч жителей города вместе с детьми прибыли на местный аэродром в Скнилове, чтобы стать зрителями грандиозного авиашоу. В этот день свое 60-летие отмечал 14-й авиационный корпус ВВС Украины, командование которого решило порадовать горожан незабываемым представлением с участием большого количества авиатехники.

Изюминкой программы должен был стать полет суперсовременного истребителя Су-27, управление которым доверили самым опытным летчикам Владимиру Топонарю и Юрию Егорову .

Владимир Топонарь на тот момент уже имел около 27 лет летного стажа и в течение последних шести лет являлся членом элитной пилотажной группы «Украинские соколы», неоднократно бравшей главные призы международных авиашоу. Юрий Егоров имел меньший полетный опыт, но тоже считался очень опытным и профессиональным пилотом.

Над аэродромом жарко светило солнце, и зрители рассыпались по всей отведенной для просмотра авиашоу площади, наблюдая за полетами легких самолетов и вертолетов.

Последний полет

Примерно в 13.00 часов по местному времени в воздух взмыл Су-27, полет которого зрители встретили овациями. Еще бы, ведь пилоты начали совершать одну за другой фигуры высшего пилотажа!

При этом они находились на сверхмалых высотах и прямо над головами зрителей. Многие могли даже рассмотреть детали фюзеляжа реактивного истребителя и рассказывали детям о принципах его полета!

Но через четыре минуты произошло невероятное. Самолет начал резко снижаться и падать прямо на смотровое поле. Он задел одно из стоявших невдалеке деревьев, зацепил крылом стоявший на взлетной полосе Ил-76 и врезался прямо в толпу зрителей, разрывая их на части.

Взрыв баков с горючим довершил трагедию. Те, кто не погиб под обломками истребителя, сгорели заживо. Дежурившие на аэродроме медики не могли оказать помощь всем пострадавшим, поэтому в Скнилов были направлены все свободные бригады «Скорой помощи» Львова.


Всего в результате авиакатастрофы погибли 77 человек, включая 28 детей, а несколько сот зрителей получили ожоги и травмы различной степени тяжести.

Стоит заметить, что в момент, когда Су-27 начал таранить зрителей, летчикам удалось катапультироваться, и они практически не пострадали. Некоторые зрители пытались устроить над ними самосуд прямо на аэродроме, но военные этого не допустили.

Виноваты стрелочники-пилоты

Министерство обороны Украины провело экстренное расследование и назвало виновниками трагедии пилотов, которые отклонились от полетного задания и совершили ошибки в пилотировании Су-27.

Также было указано и на ошибки организаторов авиашоу. По мнению экспертов, они в нарушение правил техники безопасности допустили полеты на сверхнизких высотах прямо над смотровым полем, на котором размещались десятки тысяч зрителей.

Кроме того, в выводе комиссии было указано, что из-за экономии топлива организаторы не провели за день до авиашоу обязательные тренировочные полеты, во время которых можно было бы проверить летные возможности самолетов.


Украинский суд согласился с выводами экспертной комиссии, признав виновными в смерти людей Владимира Топонаря (осужден на 14 лет лишения свободы) и Юрия Егорова (8 лет).

Сколько же проклятий им довелось выслушать на суде от родственников погибших! Но пилоты так и не признали собственной вины, заявив о том, что причина крушения кроется в неисправностях обоих двигателей, мощность которых на сверхмалых высотах упала до катастрофических показателей.

А может, организаторы?

По словам входившего в следственную группу подполковника Геннадия Жукова , на момент авиакатастрофы самолет двигался со скоростью 360-360 км/час. Хотя тестеры показывали 430 км/час. К тому же, в условиях разреженного из-за высокой температуры воздуха при выходе из пике резко снижается подъемная сила крыла, чего однозначно не учли организаторы и летчики.

Возможно, именно это и явилось основной причиной трагедии, но во время суда Владимир Топонарь неожиданно заявил, что в зоне полетов находился… НЛО.

Такое заявление вывело из себя командование украинских ВВС и рассматривавших уголовное дело судей. Топонарь получил максимально возможный срок заключения. А вот четыре генерала, отвечавших за организацию авиашоу, были оправданы.


Позднее к 6 годам лишения свободы приговорили заместителя командующего 14-м авиакорпусом Анатолия Третьякова и заместителя руководителя полетами Юрия Яцюка (а начальники почему-то оказались ни при чем!), а начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных получил 4 года лишения свободы условно (вообще непонятное решение суда).

Независимые украинские и международные журналисты неоднократно указывали на неадекватность решения суда, который вынес выборочные наказания. Многих интересовало, как может такое быть, чтобы прямые руководители были судом оправданы, а их заместители осуждены? Но эти вопросы так и остались без ответа.

Экономия на жертвах

Юрий Егоров отбыл в местах заключения 2,5 года, а Владимир Топонарь провел в заключении 8 лет. Сегодня оба получают военную пенсию, из которой выплачивают назначенный судом штраф (возможно, на момент написания статьи, уже и выплатили – авт.)

Оправданные генералы также чувствуют себя достаточно хорошо. В отличие от жертв Скниловской трагедии, получивших от государства минимальную помощь на лечение и захоронение близких. Большинство из них считает, что расследование причин авиакатастрофы было сознательно сфабриковано, чтобы освободить Министерство обороны Украины от необходимости выплачивать жертвам материальный и моральный ущерб.

В Европейском суде по правам человека сегодня находится несколько десятков исков от лиц, пострадавших в результате этой трагедии. Но с их рассмотрением никто не спешит.

27 июля 2002 года на аэродроме Скнилов неподалеку от Львова проходило авиашоу в честь 60-й годовщины 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Около полудня истребитель Су-27УБ ВСУ взлетел с аэродрома Озерное под Житомиром и направился в Скнилов для участия в авиашоу. Командиром экипажа был полковник Владимир Топонарь, второй пилот — полковник Юрий Егоров. Топонарь с 1996 года входил в пилотажную группу «Украинские соколы».

По задумке организаторов шоу, кроме выставки авиационной техники в тот день планировались демонстрационные полеты. Сначала над трибуной прошли два спортивно-тренировочных Як-52, третьим должен был выступать МиГ-29, но его полет отменили, в небе над аэродромом появился Су-27 Топонаря и Егорова.

Самолет начал снижение, прошел над зрительскими трибунами и приступил к выполнению первой фигуры высшего пилотажа — «косой петли». Высота трюка оказалась опасной, о чем экипаж был извещен сигналом бортового компьютера. Позднее расшифровка записей самописцев показала, что после этой фигуры экипаж не мог определить, где находятся зрители.

«Где зрители, на х…?» — спросил в определенный момент Егорова Топонарь.

Егоров решил выполнить «бочку», которая стала роковой — самолет резко потерял высоту. После того как замруководителя полетами потребовал поворачивать, самолет потерял скорость. Задействованный форсаж не помог, истребитель «просел» и вошел в сваливание. Задев дерево крылом, он смял кабину топливозаправщика, начал «резать» крыльями стоявшие на земле самолеты — в этот момент Топонарь и Егоров катапультировались.

Неуправляемый самолет задел стоявший по пути транспортный Ил-76, врезался в толпу зрителей и взорвался, после чего начался сильный пожар.

В результате катастрофы на земле погибли 77 человек, среди них — 28 детей.

Всего пострадавшими были признаны 543 человека. В тот день происходившее в небе снималось многими владельцами видеокамер, потому крушение оказалось на кадрах с разных ракурсов. Комиссия Минобороны установила, что основной причиной стало отклонение экипажа от имевшегося полетного задания, а также ошибки в пилотировании истребителя.

Президент страны Леонид Кучма возложил вину на военных, сняв с должности главкома ВВС Виктора Стрельникова. Суд над выжившими летчиками шел до 2005 года. По приговору суда Топонарь получил 14 лет лишения свободы, Егоров — 8 лет, сроки также получили замкомандующего 14-м авиакорпусом и замруководителя полетами. Ни один из обвиняемых своей вины не признал.

После скниловской трагедии было принято решение

о расформировании пилотажной группы «Украинские соколы» и о прекращении авиашоу на территории страны.

Скниловская катастрофа стала крупнейшей в истории авиашоу по числу жертв, но далеко не первой и не последней.

Рамштайн

До львовской трагедии самым крупным инцидентом на авиашоу было крушение самолетов на базе ВВС США Рамштайн в ФРГ 28 августа 1988 года. Три самолета Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori. При этом один из самолетов упал прямо на зрителей. Тогда в катастрофе погибли 70 человек, в том числе трое летчиков, порядка четырех сотен получили ранения.

Причиной была названа потеря пространственной ориентации одним из летчиков, совершившим незапланированный маневр. Кроме того, вина была возложена на организаторов шоу, слишком близко расположивших зрительскую зону к летному полю.

Сакраменто

24 сентября 1972 года на авиапразднике в Сакраменто (Калифорния) истребитель F-86 при взлете вышел из-под контроля и протаранил находившееся за торцом ВПП кафе-мороженое. В результате крушения погибли 22 посетителя шоу, 27 человек получили ранения. Среди погибших были члены футбольной команды. Оказалось, что в целях экономии топлива летчик принял решение взлетать с более короткой полосы. Жертвам трагедии было выплачено $5 млн во внесудебном порядке.

Как коса

Двадцать человек, в том числе 13 детей и летчик, погибли в результате столкновения одномоторного самолета с толпой зрителей на фестивале в Колорадо 15 сентября 1951 года. Еще 50 человек пострадали. Согласно сообщению в газете Denver Post, пилот опоздал на фестиваль и не прошел инструктаж по безопасности, который запрещал полеты ниже 152 метров. По сообщениям СМИ, его самолет прошел сквозь толпу, как коса.

Катастрофа в Фарнборо

6 сентября 1952 года реактивный истребитель DH.110 во время показательного выступления разрушился в воздухе и рухнул на трибуну зрителей на авиашоу Фарнборо. Жертвами крушения стали 30 человек, в том числе летчики. В то время не существовало запрета на пролет над трибунами, после крушения правительство Великобритании ужесточило правила проведения авиашоу.

Четырнадцать лет тому назад произошло одно из самых страшных происшествий в истории современной Украины - Скниловская трагедия. 27 июля 2002 года на аэродроме "Скнилов", который находится недалеко от Львова, проходило авиашоу, устроенное в честь 60-й годовщины 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Тогда в толпу зрителей врезался истребитель "Су-27УБ" и взорвался. До сих пор ведутся споры, кто же действительно виноват в гибели 77 человек.

Истребитель

"Су-27" разработали к концу 70-х годов, и уже с середины 80-х он активно эксплуатировался в авиационных частях Данный самолет отличается великолепной маневренностью. Используя "Су-27", лётчик-испытатель Евгений Пугачёв в Ле-Бурже продемонстрировал новую - кобру Пугачёва. Она заключается в следующем: самолет вверх, не меняя направления полета, летит некоторое время хвостом вперед, а затем возвращается в исходное положение. Конечно, для переподготовки летчиков была разработана учебно-боевая модификация "Су-27УБ". Данный самолет является двухместным, и летчики в нем сидят друг за другом. Именно "Су-27УБ" взлетел около полудня с аэродрома "Озерное", который находится под Житомиром, и направился в сторону аэродрома "Скнилов", где должен был стать одним из элементов программы авиашоу.

Командующим экипажа являлся полковник Владимир Анатольевич Топонарь, а вторым пилотом - полковник Юрий Михайлович Егоров. Оба имели солидный налет: у Топонаря - около 1900 часов, а у Егорова - 2000. К тому же командир экипажа с 1996 года представлял пилотажную группу "Украинские Соколы", и сомнений в профессиональности летчиков ни у кого не возникает.

Авиашоу

По замыслу организаторов авиашоу, помимо выставки авиационной техники, в тот день четыре самолета должны были совершить демонстрационные полеты. Первыми выступали два спортивно-тренировочных "Як-52", которые после имитации боя эффектно пролетели над трибуной, где находились почетные гости. Тогдашний командующий Виктор Стрельников приказал запретить пролеты над людьми. Но было уже поздно что-то менять. Третьим должен был выступать истребитель "МиГ-29", но его вылет отменили, и к аэродрому "Скнилов" уже подлетал "Су-27УБ" Топонаря и Егорова.

Приблизительно в 12:41 заместитель командующего 14-м авиационным корпусом Анатолий Третьяков дал команду "старт". "Су-27УБ" начал снижение и совершил проход над зрительскими трибунами. Затем он начал выполнять первую фигуру высшего пилотажа - "косую петлю". Но высота оказывается опасной, о чем летчиков извещает сигнал бортового компьютера. Согласно записи после этого экипаж не мог определить, где находятся зрители.

Затем Егоров решает выполнить "бочку", которая и станет роковой: истребитель резко потерял высоту. Юрий Яцюк, который являлся заместителем руководителя полетами, командует с земли поворачивать, но из-за этого самолет ещё и теряет скорость. Дальше следует команда "форсаж", но и это уже не помогает: истребитель проседает и сваливается. Зацепив крылом дерево, "С-27УБ" сминает кабину топливозаправщика, крыльями режет стоящие на аэродроме самолеты. В этот момент Топонарь и Егоров катапультируются. Совершенно неуправляемый истребитель врезается в толпу зрителей и взрывается, начинается страшный пожар. Стрелки часов показывали 12:52.

Последствия

К месту катастрофы немедленно выехали машины пожарных и скорой помощи. Но многих лишила жизни Скниловская трагедия. Список погибших насчитывает 77 человек, из них 28 детей. Пострадавшими признали 543 человека. Вскоре после катастрофы начала расследование комиссия Министерства обороны Украины, которая определила, что главной причиной является отклонение экипажа от намеченного полетного задания и ошибки в пилотировании самолета.

Президентом был освобожден от занимаемой должности командующий ВВС генерал-полковник Виктор Стрельников, которого чуть позже арестовала Генеральная прокуратура. Суд над выжившими летчиками и их руководителями затянулся до 2005 года. Согласно приговору, следующие 14 лет своей жизни Топонарь должен был провести в тюрьме и выплатить штраф в размере 7,2 миллиона гривен, который позже уменьшили до 150 000. Егорова также приговорили к тюремному заключению на 8 лет и штрафу в 2,5 миллиона гривен. На данный момент оба уже находятся на свободе. Третьякову и Яцюку дали по 6 лет заключения и штраф 700 000 гривен.

Анатолий Лукиных, который руководил службой безопасности полетов, был осужден на 4 года условного лишения свободы. Едиственным из подсудимых, кто был оправдан, стал Олег Дзюбецкий, отвечавший за подготовку экипажа. Никто из них своей вины так и не признал. Под суд попали также четыре бывших генерала, среди которых был и Виктор Стрельников, но в 2008 их оправдали. Скниловская трагедия 2002 года также стала причиной расформирования "Украинских соколов", членом которой был Топонарь. На данный момент на Украине показательные авиашоу не проводятся вообще. Скниловская трагедия продемонстрировала, чем могут обернуться зрелищные выступления самолетов из-за халатности людей.

Память

Потерпевшим и родственникам погибших была выплачена единоразовая компенсация в размере около 55 тысяч гривен. Но после этого о людях попросту забыли. Как утверждает Стефан Козак, глава общественной организации "Скниловская трагедия", пострадавшим не оказывается никакой социальной опеки или реабилитации. По его словам, некоторые чиновники отвечали, что, мол, люди сами виноваты, что пошли на авиашоу. Вспоминают о них лишь когда наступает очередная годовшина трагедии. На аэродроме была возведена небольшая часовня на пожертвования со всего мира и средства организации "Скниловская трагедия". Фото погибших находятся в ней на плакате с названием "77 ангелов". Сюда часто приходят их родственники и близкие. Не осталась без внимания и в медийном пространстве Скниловская трагедия. Документальный фильм "Прощення" телеканала СТБ рассказывает как раз о ней.

Вместо эпилога

Как уже было упомянуто выше, никто из высокопоставленных чиновников Министерства обороны не понес наказания. Скниловская трагедия 2002 года разве что отправила некоторых из них в запас. Иски родственников погибших и пострадавших суд оставил без рассмотрения.

15 лет назад в Украине произошла одна из крупнейших трагедий - авиакатастрофа в Скнилове Львовской области. 27 июля 2002 года в ходе авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса в аэропорту Львова в Скнилове, расположенном недалеко от Львова. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ ВС Украины упал на толпу зрителей.

По количеству погибших Скниловская трагедия считается крупнейшей катастрофой в истории авиационных праздников.

Как это было

В тот день осмотреть на шоу пришло более 10 000 человек. Команду военных пилотов на мероприятии представляла пилотажная группа "Украинские Соколы", созданная в 1995 году, которая специализировалась на выполнении фигур высшего пилотажа на боевых самолетах.

Су-27УБ борт 42 под управлением двух пилотов — 45-летнего командира В. А. Топонаря и 49-летнего второго пилота Ю. М. Егорова — выполнял фигуру высшего пилотажа. Самолёт вошёл в нисходящий вираж на малой высоте. Несмотря на попытку выйти из виража вверх истребитель слишком быстро терял высоту. Самолёт, задев дерево, ударился левым крылом о бетон и некоторое время скользил по земле через лётное поле, заполненное зрителями; пилоты катапультировались. Затем самолёт задел стоявший на аэродроме Ил-76, начал кувыркаться, пластом рухнул на землю и полностью разрушился. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар.

Погибли 77 человек, из них 28 детей. Пострадавшими признаны 543 человека.

Расследование и суд

Президент Украины Леонид Кучма всю вину за случившуюся трагедию возложил на военных, освободив от должности главнокомандующего ВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Генеральная прокуратура Украины арестовала Стрельникова и ещё троих высокопоставленных украинских военных. Одновременно с этим министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал прошение об отставке, однако отставка не была принята.

6 сентября 2002 года были опубликованы результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. В качестве основной причины трагедии было названо "отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27". Материалы комиссии были переданы в суд, который завершился 24 июля 2005 года.

Как показало расследование, незадолго до авиашоу подготовлен к нему "МиГ-29УБ" был заменен на "Су-27УБ", заправленный на три тонны большим количеством горючего, в результате чего командир самолета Владимир Топонарь неправильно оценил вес самолета и допустил его опасном сближении с землей, недостаточное для набора высоты в критический момент. Кроме того, были нарушены правила проведения подобных мероприятий, которые запрещали полеты над территорией, где находились зрители.

По версии Топонаря, причиной аварии стал неожиданный недобор мощности левым двигателем самолета, в результате чего он не вышел из пике и наклонился на один бок.

Владимир Топонарь, командир Су-27, был приговорён к 14 годам лишения свободы. Вышел на свободу через 11 лет. Юрий Егоров, второй пилот Су-27, был приговорён к 8 годам лишения свободы. Вышел на свободу через 2,5 года. Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом, был приговорён к 6 годам заключения. Юрий Яцюк, заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения. Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён к 4 годам лишения свободы условно. Также им всем были присуждены штрафы. Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

11 июня 2008 года украинский военный апелляционный суд в Киеве вынес оправдательный приговор четырём бывшим генералам ВС Украины. Судебные слушания закончились 9 июня. Все обвиняемые были признаны невиновными.

В память о погибших на территории Скниловского аэропорта возвели часовню, а на месте падения самолета - памятник. Ежегодно львовяне приходят сюда с цветами, священники проводят поминальный молебен.

Украинцы вспоминают об этой трагедии в сети и делятся своими воспоминаниями.

Анастасия Апасова: "15 лет назад, Львов, 9:00. Мне 9,5 лет. Бабушка будит меня "вставай, мы сегодня идем смотреть на самолеты. Говорят, они там будут хорошо летать, там будет целое шоу". Я проснулась с ангиной, она возникла на ровном месте. И мы не пошли из-за меня.

Через несколько часов прибегает соседка: "Включите телевизор, там в Скнилове что-то произошло, я по "брехунцю" услышала". В толпу упал истребитель. Погибло 77 человек, из них -28 детей...

В следующие несколько часов Львов разделился на 2 категории. Первые поехали на аэродром и помогали пострадавшим кто чем мог: вывозили пострадавших, забирали детей, потерявшихся в панической толпе. Другие - не отходили от радио и телевизоров, чтобы услышать информацию о своих знакомых, которые были там, и обрывали все возможные телефоны. Это был очень страшный период для Львова. Светлая память…"

Елена Шворак: "Скнилов. 15 лет трагедии, а болит и сейчас. Люди пришли на праздник, на шоу... 77 погибших, триста килограммов неопознанных похороненных биологических останков... Этого мальчика ценой собственной жизни спасла мама - заслонила от обломков. Еще одна мама отошла купить детям водичку, а через несколько минут рыдала над телами трех своих детей и мужа... Представить, что пережили эти люди, невозможно. На самом деле пострадавших от этой катастрофы больше чем тех, кто был там физически. Психологически это был тяжелый удар. Вечная память!"

С момента авиакатастрофы во Львове прошло 15 лет.

Скниловская трагедия 27 июля 2002 года - крупная авиационная катастрофа, произошедшая 27 июля 2002 года в ходе авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса (бывшей 14-й воздушной армии СССР) в аэропорту Львова в Скнилове, расположенном недалеко от Львова. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ ВС Украины упал на толпу зрителей. Погибли 77 человек (из них 28 детей), пострадавшими признаны 543 человека.

Людей выводили с закрытыми глазами

27 июля 2002 года навсегда вписан черной краской в историю авиации. Кровавая суббота… О грандиозном авиашоу на Скниловском аэродроме во Львове, организованном к 60-летию 14-го авиационного корпуса, говорил весь город задолго до той даты. Авиа­шоу должно было стать отличным развлечением посреди скучных будней. Горожане толпами шли к аэродрому, ведя с собой детей. 77 человек, из которых 28 - дети, не покинут его живыми, еще более 500 признают пострадавшими в самой крупной авиакатастрофе в мире.

Львовяне до сих пор в подробностях помнят тот день, как будто это произошло вчера. Забыть его не удастся - с тех пор траурной лентой по сей день для десятков и сотен людей тянутся последствия злополучного авиашоу.

С утра небо закрыло тучами, накрапывал дождь. Несмотря на погоду, начала шоу на летном поле уже ожидали около десяти тысяч человек, тысячи подтягивались к месту событий, ругая на чем свет стоит вечно опаздывающие автобусы. Сегодня они считают эти стечения обстоятельств благословением - именно это спасло от смерти многих.

Взрослые стояли у палаток с прохладительными напитками, дети, открыв рты, смотрели на пикирующий в небе самолет. Много людей было возле стоящей на аэродроме воздушной машины - сюда пускали зрителей. Считавшиеся лучшими летчики Владимир Топонарь и Юрий Егоров выполняли фигуры высшего пилотажа. Около часа дня зрители заметили, что самолет летит слишком низко. Завершая в небе косую петлю с поворотом, истребитель задел крылом дерево, затем начал скользить крылом по летному полю, на котором стояли тысячи зрителей, задел и потащил за собой колючую проволоку, разрезающую людей в секунду, задел стоявший на поле самолет и рухнул в толпу. Прогремел взрыв. Зрителей охватила паника: в толкотне дети искали родителей, родители - детей, друзей. Многих буквально разорвало - тела в течение последующих дней опознавали в моргах по частям.

Мы опоздали на шоу - по городу уже неслись скорые, вой сирен, со стороны летного поля бежали толпы шокированных людей, - вспоминает львовянка Галина Петруш.

Нам с четырехлетней дочкой повезло остаться невредимыми - кто-то за секунду до падения самолета крикнул «Ложись», и я бросила малышку на землю, упав рядом с ней, - вспоминает Оксана Биленко. - Когда выходили, я закрыла ладонями ей глаза, она забыла этот ужас. Но я не забуду никогда.

Так, с закрытыми глазами, в тот день с аэродрома выводили многих - повсюду лежали окровавленные и агонизирующие тела, части тел, вырванные внутренности.

Во время трагедии супруги Рудь потеряли сына Александра, внук Юрий сильно пострадал (на фото - Зинаида, Валерий с сыном Юрием и Виталий Рудь).
Вину никто не признал

Взрыв слышали в соседних районах - но никто не мог подумать, что это упал истребитель, погубив десятки жизней. Там же обычно кукурузники летали, так что о масштабе трагедии многие узнавали из новостей по ТВ вечером, разговоров в городе, звонков знакомых.

Те, кого не отпустили с работы, кому по разным причинам запретили идти на шоу жены, мужья и родители, благодарны провидению.

Моя дочь со своим парнем тоже собирались туда идти, но отец парня сказал им отменить поездку, у него было плохое предчувствие, - вспоминает Ирина Иваненко. - Слава богу, они послушались…

Оба пилота остались живы - успели катапультироваться за секунду до того, как самолет упал на толпу. В этом они видели свою единственную вину - за то, что остались живы. Владимира Топонаря и Юрия Егорова обвинили в гибели 77 человек. Пострадавшими объявили еще 543 посетителя злополучного авиашоу. Тогда обоих родителей потеряли трехлетний Юрий Мотузюк и пятилетняя Настя Михно, семья Куц лишилась сына и дочери, семья Рудь - сына Александра, который пошел на авиашоу вместе со старшим братом Валерием, племянником и друзьями. Сына Валерия, Юрия, тяжело покалечило. Семья Светланы и Николая Шевчук потеряла старшего сына, а младший получил травмы. Историй погибших - десятки, покалеченных, ставших инвалидами и до сих пор носящих в душе багровый шрам трагедии того дня - сотни. Бередить раны спустя столько лет люди не хотят, но отмечают, что эта трагедия навсегда разделила их жизнь на «до» и «после».

После трагедии львовянин Стефан Козак, потерявший в тот день единственного сына, 24-летнего Григория, создал ГО «Скниловская трагедия». Горе объединяет - именно в этой общественной организации овдовевший вскоре после гибели сына мужчина встретил свою будущую жену Светлану - в тот роковой день погиб и ее 14-летний сын Дима. Организация поддерживала пострадавших в катастрофе и их семьи, но после смерти ее основателя несколько лет назад заниматься этим уже некому.

На скамью подсудимых попали шесть человек - Владимир Топонарь, командир самолета, второй пилот Юрий Егоров, замкомандующего авиакорпусом Анатолий Третьяков, замруководителя полетами Юрий Яцюк, начальник службы безопасности полетов авиакорпуса Анатолий Лукиных и ответственный за подготовку экипажа Олег Дзюбецкий. Дзюбецкого тогда суд оправдал, Лукиных получил условно, все остальные - реальные сроки. Самый большой срок достался Топонарю - 14 лет лишения свободы. Также все, кроме Дзюбецкого, выплатили огромные штрафы - десятки и сотни тысяч долларов. Тем не менее своей вины в катастрофе не признал никто - и летчики стали врагами для тысяч людей, лишившихся детей, сестер, братьев, родителей и лучших друзей.

Владимир Топонарь получил 14 лет тюрьмы - свой срок он уже отсидел. Виновным себя в авиакатастрофе ас летного дела не считает.

Пилоты уже на свободе

Сейчас все осужденные уже на свободе. Владимир Топонарь отбывал срок в Кагарлыкской исправительной колонии возле Киева - учреждение минимального уровня безопасности. Здесь отбывают наказание виновники аварий со смертельными жертвами. За хорошее поведение Топонарю последние годы срока разрешили жить в деревне Зикрачи с условием приходить в колонию каждый день отмечаться и работать. После колонии во Львов Владимир так и не вернулся - нашел новую супругу, с которой и остался. Прежнюю жену, которая, по словам знакомых, продала квартиру, чтобы помочь ему во время суда, бросил. Все эти годы в его поддержку выступали сотни людей, которые помогали собрать баснословную сумму штрафа - 150 тысяч гривен. Многие не верили в его виновность - летчик высшего класса, который налетал уже около 2000 часов, не мог ошибиться. Причиной считали ставший вдруг неуправляемым самолет. К слову, на авиашоу планировали использовать другой, но не запустился двигатель, его заменили на многотонный истребитель. Также у пилотов якобы была неправильная карта местности, и они не знали, что прямо под самолетом внизу - тысячи людей. Топонарь писал прошения о помиловании, петиции в его поддержку подписывали неравнодушные. Ас летного дела настаивал, что его просто сделали козлом отпущения и приставили к ответу за гибель 77 людей.

Спустя год после трагедии возле Скниловского аэродрома построили часовню Всех святых украинского народа - каждый год сюда, как и на могилы погибших, приходят их родственники и близкие.

В 2006 году около сотни потерпевших обратились в Европейский суд по правам человека - 20 из них получили травмы, другие потеряли около 70 близких родственников. Некоторые семьи погибли почти полностью - в живых остались 1-2 человека. Тогда завели около 40 дел. По мнению родственников погибших, Украина нарушила свои обязательства согласно Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Спустя 10 лет после обращения Европейский суд принял первые постановления по делу гибели людей - семье Михно постановили выплатить 3600 евро за моральный ущерб и 360 евро за правовую помощь. В деле Светланы Атаманюк, которая потеряла дочь, зятя и двух маленьких внучек, нарушений не усмотрели.