Акафист виталию александрийскому. Икона «Виталий, преподобный. Осуждение - это грех

Преподобный Виталий жил и подвизался во второй половине VI - начале VII века. Вступив в молодых годах в монастырь преподобного Серида, он пребывал здесь в строгом посте, воздержании, молитве, облекаясь в одежду чистоты и святости. Когда он достиг 60-летнего возраста, то оставил свой монастырь и отправился в Александрию. В это время Александрийский патриарший престол занимал святейший патриарх Иоанн Милостивый. Святой Виталий избрал себе в этом богоспасаемом городе необычайный вид подвига, который для людей, видящих только внешнее в человеке, казался нечистым и греховным, для Бога же, взирающего на внутреннее и испытующего сердца человеческие (Псал.7:10), был угоден и благоприятен.

Преподобный составил себе список всех блудниц, живших в Александрии, и о каждой из них особо молился Богу, дабы Он отклонил их от грешной жизни. Старец нанимался на поденную работу в город от утра до вечера и брал за свой труд двенадцать медных монет. За одну монету он покупал себе боб и по закате солнца съедал его, ибо, работая весь день, он постился; затем, придя в блудилище, остальные деньги он отдавал какой-либо блуднице и говорил ей: “Умоляю тебя за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем греха”. И так сказав, затворялся с ней в ее комнате. Она спала на своей постели, а старец, став в углу, всю ночь пребывал без сна, тихо читая псалмы Давида и до утра молясь за нее Богу. Наутро, уходя от нее, он с клятвою просил ее никому не рассказывать о его поступке. Так поступал он долгое время, во все дни трудясь в посте, а ночью входя к блудницам и пребывая без сна в молитвах. Каждую же ночь он входил к иной, пока, обойдя всех, снова не начинал с первой.

Господь Бог, видя такой подвиг Своего раба, споспешествовал ему, ибо некоторые из блудниц, пристыженные добродетелями Виталия, сами вставали с ним на молитву. Святой убеждал таких покаяться, и многие из них оставляли свою греховную жизнь и выходили замуж за законных мужей. А иные, желая жить в совершенной чистоте, поступали в женские монастыри и там в посте и слезах проводили свою жизнь. Другие в мире проживали без мужа в чистоте, питаясь трудами своих рук. И ни одна из блудниц никому не рассказала про целомудренное житие святого Виталия, потому что лишь только какая-нибудь из них начинала говорить о преподобном правду, то тотчас приходила в беснование. Видя это, прочие женщины уже не дерзали что-либо открыть людям о святой жизни Виталия. Народ же от этого еще больше соблазнялся о преподобном и каждый день укорял его, говоря: “Ступай, окаянный, тебя ожидают блудницы”, - и плевали на него.

Святой Виталий, претерпевая всё с кротостью, радовался, слыша брань и обличение от людей, духом утешаясь, что люди считают его великим грешником. Иногда же обличавшим его он говорил: “Разве я не имею тела, как и все люди? Разве Бог монахов создал бесплотными? Поистине и монахи такие же люди”.

Некоторые советовали ему: “Отец, возьми себе одну из блудниц в жены и сними монашескую рясу, чтобы не хулилось чрез тебя монашество”. Он же, как бы сердясь, отвечал им: “Не желаю вас слушать; что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и в трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте. Есть один Судия всех, Бог, Который и воздаст каждому по делам его”.

Некоторые из клириков доложили святейшему патриарху Александрийскому Иоанну Милостивому, что один старец соблазняет весь город, каждую ночь входя в дома блудниц. Но святейший патриарх не поверил этому, так как он уже раньше был введен клеветниками в заблуждение, когда одного целомудренного инока, бывшего притом евнухом, крестившего еврейку, невинного, предал побоям, поверив оклеветавшим его. Помня тот случай, патриарх не послушал доносивших на Виталия и пристыдил доносчиков. Раб же Божий Виталий не переставал заботиться о спасении грешных душ, и никто не знал о его добродетельной жизни до самой его кончины.

Однажды, когда преподобный Виталий на рассвете выходил из дома блудниц, его встретил один юноша, который сам шел к блудницам, чтобы согрешить с ними. Увидав Виталия, юноша сильно ударил его по щеке и сказал: “Окаянный и нечестивый, доколе ты не покаешься и не отстанешь от своей нечистой жизни, чтобы еще более не было поругано тобою имя Христово?” Святой ответил ему: “Поверь мне, человек, что за меня смиренного получишь и ты удар по щеке такой, что сбежится вся Александрия на твой крик”.

Спустя немного времени преподобный Виталий заключился в своей малой и тесной келии, которую он построил около “Солнечных” ворот, и там с миром отошел ко Господу. Никто в городе не знал об этом. В это время явился пред упомянутым юношей блудником бес в виде страшного эфиопа и сильно ударил его по щеке со словами: “Прими удар, который прислал тебе монах Виталий”. Тотчас юноша пришел в беснование и, упав на землю, валялся по ней в исступлении; при этом он рвал на себе одежду и кричал столь громко, что к нему сбежались жители всей Александрии. Он же долгое время мучился от беса. По прошествии нескольких часов, немного придя в себя, юноша поспешил к келии Виталия, взывая: “Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя. Теперь я, по твоему предсказанию, получил достойное возмездие”. Так крича, он быстро бежал, сопровождаемый народом. Когда же он приблизился к келии старца, то бес, бросив юношу на землю, скрылся.

Юноша, совершенно придя в себя, начал рассказывать народу, как он ударил по щеке старца и как старец предсказал ему, что он получит возмездие за это. Затем постучали в дверь келии старца, но не получили никакого ответа. Когда же сломали дверь, то увидали его стоящим на коленях, как бы молящимся; святая же душа старца отошла ко Господу. В руке своей он держал хартию, на которой было написано: “Мужи александрийские! не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, праведный Судия”.

В это время явилась туда одна бесноватая, которая ранее хотела рассказать людям о святой жизни Виталия, как о том было упомянуто выше. Она пришла, извещенная о кончине преподобного Ангелом, и, прикоснувшись к честным останкам святого, тотчас получила исцеление. Точно также начали получать исцеление при прикосновении к телу преподобного многие слепые и хромые.

Услыхав о преставлении преподобного, все те женщины, которых он своими увещаниями обратил к раскаянию, с зажженными свечами и лампадами стеклись к его гробу, плача и скорбя по своем отце и учителе. При этом они рассказывали о добродетели старца, который не прикоснулся ни к одной из них даже своей рукой и приходил к ним не для греха, а чтобы спасти их. Народ же, услыхав их рассказ, говорил: “Зачем же вы скрывали от нас святость жизни этого честного старца, ибо мы, находясь в неведении, много грешили против него, осуждая и укоряя его?” Женщины отвечали на укоры народа, что сам старец с великими клятвами запрещал кому-либо рассказывать о его жизни и что как только кто-то начинал рассказывать его тайну людям, то приходил в беснование.

Когда обо всем происшедшем дошла весть до святейшего патриарха Иоанна Милостивого, он со всем своим клиром пришел к келии старца и, увидав вышеупомянутое письмо, в котором старец увещевал не осуждать его, а также увидав совершающиеся чудеса, сказал тем клирикам, которые доносили ему на преподобного: “Видите, если бы я поверил вашим словам и оскорбил бы невинного святого старца, то и я получил бы удары по лицу, подобно тому, как получил их оклеветавший святого юноша. Но я, смиренный, благодарю Бога за то, что не послушал ваших доносов и тем избегнул греха и отмщения”. Все клеветавшие и осуждавшие преподобного были сильно пристыжены.

После сего святейший патриарх, взяв честные останки преподобного Виталия, пронес их чрез весь город и в присутствии всех покаявшихся во грехах женщин, плачущих и рыдающих, с честью предал их погребению, прославляя Бога, имеющего многих неведомых людям верных рабов Своих.

Тот же юноша, который получил удары от беса, отрекся от мира и сделался монахом. И многие из жителей Александрии, наученные добродетельною жизнью Виталия, положили для себя правилом никого никогда не осуждать. Будем подражать им в этом и мы, споспешествуемые молитвами преподобного отца нашего Виталия и благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки.

События из жизни святого

Известные свидетельства о житии и подвиге святого преподобного Виталия Александрийского сохранились благодаря Житию святителя Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, которое в VII веке написал греческий автор богословских и житийных произведений Леонтий, епископ Неаполитанский, кстати, Неаполем тогда именовался кипрский город Лимасол. Подвиг святого старца Виталия был столь незаурядным и поучительным со многих сторон, что преподобный снискал себе благодать в глазах Господних и прославление в лике преподобных и в православной, и в католической Церкви. В русскоязычных источниках жизнеописание преподобного старца было обнаружено историками в древнерусском Прологе – сборнике житий, иначе древнейшем месяцеслове Руси, который был составлен по образцу византийских месяцесловов, по-гречески – синаксарей. Дата памяти святого была указана именно там – 22 апреля по старому стилю, или 5 мая по новому. В великих Четьях-Минеях XVI века митрополита Новгородского Макария этой же датой отмечено «Слово о преподобнем мнисе Виталии, како оставль келию, иде во Александрию и спасе блудницу» – «Слово о преподобном монахе Виталии, который оставил келью, пришел в Александрию и спас блудницу».

Кто был по происхождению святой преподобный Виталий Александрийский, неизвестно. Сохранились только сведения, что с юности он принял монашество и провел большую часть жизни в большом общежительном монастыре аввы Серида близ Газы. Авва Серид прославился как великий аскет, а в его монастыре подвизались такие столпы Христовой веры, как преподобный Варсонофий с учеником Иоанном и авва Дорофей. Из той же замечательной среды вышел и преподобный Виталий Александрийский.

Александрия того времени, несмотря на все великие труды и Патриарха, и всего клира, был городом, где процветали пороки, в том числе распутство – изнанка жизни, существовавшая во все времена. Святой старец знал об этом, и потому, будучи уже в возрасте 60 лет, пришел в Александрию в стремлении искоренить этот тягчайший порок и через покаяние вернуть всех женщин, им отягченных, на путь спасения. Но действия его были весьма своеобразны: для тех, кто видел в человеке лишь внешнее, не задумываясь о возможных внутренних побуждениях, он сам был первым нечестивцем, и нечестие его усугублялось в глазах всех монашеским саном. Один лишь Господь ведал, что ни чистота, ни целомудрие монаха Виталия, ни духовное, ни телесное затронуты не были, и потому, зная весь добродетельный замысел Своего инока, служившего только Богу и делу Его, помогал старцу в его благочестивом деле.

А поступил преподобный Виталий так: он составил именной список всех женщин, промышлявших распутством, и ежедневно молился о каждой из них, чтобы Господь увел их от бесчестной жизни. Он находил работу по найму, за которую брал 12 медных монет, на один медяк вечером покупал себе скудную еду, а с другими одиннадцатью шел к блуднице, отдавал их ей и просил ее, умолял не предаваться хотя бы эту ночь порочному занятию, а провести ее в чистоте. До утра он оставался в ее комнате. Женщина спала, а преподобный, стоя на коленях в углу, читал Давидовы псалмы и молился Богу о заблудшей душе спящей. Утром же, покидая ее комнату, он просил об одном – никому не говорить, что они провели эту ночь таким образом. Так из ночи в ночь он обходил их всех, а окончив список, начинал с первой.

Эти молитвы не оставались неуслышанными у Господа, Который видит все в истинном образе, знает внутреннюю подоплеку всего сущего и происходящего перед очами Его. По милости и при помощи Божией молитвенные труды монаха вознаграждались: его «подопечные» постепенно обретали забытое было чувство стыда, иные становились на колени рядом со святым и вместе с ним молились. Он же говорил им о Суде Божием и о воздаянии за грехи, убеждал покаяться и оставить это тлетворное занятие. И так получалось, что они снова обретали страх перед Богом, начинали думать и заботиться о своем спасении: одни, вспомнив о женской скромности и чести, уходили из притона, выходили замуж и дальше благочестиво жили как жены и матери. Другие, которые более проникались проповедью старца и чье покаяние было еще более глубоким, оставив порочное ремесло, поступали в женские обители и там, в слезных молитвах и строгих постах, испрашивали у Бога прощения и благословения на то, чтобы служить Христу в полной чистоте монашества. Третьи просто оставались жить в миру незамужними, но содержали себя трудами праведными, выбирая занятие, угодное Богу и непостыдное перед людьми. При этом все в душе были опечалены, что такие достоинства смирения и сострадания остаются неизвестными среди людей.

И вот одна из них не удержалась и стала утверждать, что преподобный Виталий приходил к ней не ради собственных порочных пристрастий. Напротив, говорила она, старец посещал ее, чтобы своими чистыми молитвами избавить и ее от них. И тут случилось то, что ужаснуло всех: при Божием попущении нарушившая слово пришла в состояние одержимости. Все, указывая на то, говорили: «Смотрите, что делает ложь, оправдывающая нечестие?!» Других из женщин, которые тоже тяготились своим молчанием о святом старце и его неизвестной жертве ради них, когда-то презираемых, также пришли в трепет. Они поняли, что так Господь дает им предупреждение: молчать и хранить слово, данное преподобному Виталию, как бы они ни хотели оправдать святого перед всеми, не знавшими этой тайны, и не решились открыть истину.

Самого же старца жители Александрии укоряли, бранили, обличали, плевали в него, а он иногда отвечал бранившим, что у него также есть тело, и он, хоть и монах, а тоже земной человек. Те, кто был нравом помягче, предлагали ему другой выход из якобы создавшегося положения: отказаться от монашества, взять себе жену и жить, как полагается супругу и достойному семьянину. Преподобный Виталий делал вид, будто сердится, и отвечал советчикам, что ему ни к чему семейные труды и заботы, и нечего его осуждать – у них самих есть о чем позаботиться, а о себе он сам ответит перед Богом.

Конечно, ничего не зная о тайном благочестии святого Виталия, священники Александрии также были возмущены поведением монаха, и хотя сомнения в том были – ведь сан-то монашеский и возраст почтенный, и пришел в Александрию из обители аввы Серида, повсеместно известной своей строгостью и подвижничеством насельников, не разбираясь, донесли о том Святейшему Патриарху Александрийскому Иоанну V. Но недаром он имел прозвание Милостивый, ибо милость его происходила от мудрости. Тем более что у него уже был опыт похожего случая: однажды перед ним оклеветали одного целомудренного и строгого в подвижничестве инока, крестившего иудейку, обвинив в дурных помыслах по отношению к ней. Патриарх послушал обвинения, поверил и без лишних разбирательств предал инока побоям, а потом открылось, что этого быть не могло, хотя бы потому, что инок был скопцом. Святейший Патриарх принял это как урок и никогда более не слушал доносчиков, а потому призвал и принесших донос на монаха Виталия не осуждать никого, в особенности иноков, – он напомнил им о том, как на I Вселенском Соборе многие епископы подали святому равноапостольному царю Константину Великому доносы со списками грехов друг друга. Царь велел принести горящую свечу, не читая, самолично сжег все доносы и сказал, что если бы даже сам увидел грешащих епископов или кого из иночества, то укрыл бы их своей одеждой, чтобы никто не увидел их нечестия.

Случилось, что как-то поутру преподобный Виталий снова выходил из дома терпимости и на пороге встретился с юношей, который вел развратный образ жизни и в тот момент направлялся туда, откуда выходил святой, но за тем, чтобы тешить свое распутство. Однако, поравнявшись со старцем, юноша сильно ударил его по лицу и грубо спросил, скоро ли тот покается в нечистоте и откажется от жизни, которая вся – поругание имени Христова?

Преподобный снес оскорбление без гнева или ответного упрека, но предрек, что за него, смиренного, тоже юношу постигнет удар такой силы, что на крик его сбежится вся Александрия. Затем он продолжил свой путь и через некоторое время закрылся в своей маленькой и тесной хижине, построенной им у Солнечных ворот Александрии. Там мирно, в тишине и одиночестве, помолясь, преподобный Виталий Александрийский отошел к Богу. Как только это случилось, перед юношей, ударившим и оскорбившим святого, возник бес в образе страшного чернокожего и со словами: «Прими удар, который прислал тебе монах Виталий» ударил юношу так, что он тут же лишился разума, упал наземь, катался по ней и кричал так, что на крики его сбежалась вся Александрия. Через какое-то время он немного отошел от мук и горько заплакал, умоляя святого старца простить его за нанесенное оскорбление и признавая, что возмездие было заслуженным и достойным. Повторяя эти слова, он побежал к хижине преподобного Виталия, и весь прочий народ поспешил за ним. У Солнечных ворот, где проживал святой, темная сила, мучившая его, отстала и скрылась, и, окончательно придя в себя, юноша подробно рассказал всему народу и про оскорбление, которое он нанес старцу, и про пророческие слова святого об ответном ударе.

Затем пришедшие постучали в дверь хижины, стучали долго, но никто не отворил, хотя было известно, что преподобный Виталий в эту пору бывал дома. Тогда решили ее сломать, а когда сломали и вошли, то увидели, что святой отошел к Богу. Руки усопшего были сложены, как на молитве, а в них был свиток с надписью: «Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

Узнав о кончине преподобного, все прежние покаявшиеся блудницы, а теперь достойные женщины, пришли к его гробу с зажженными свечами, лампадами и цветами, горюя о своем наставнике и спасителе, посланном от Бога, и поведали всем, как чиста была его душа, сколь велико целомудрие и желание спасти их для Бога. Все присутствовавшие возмутились, отчего же те скрывали правду так долго, но женщины привели им в пример ту, что пыталась открыть все, о чем просил умолчать старец, и напомнили, какая участь ее постигла. Люди дивились тому, как святой таил свои добродетели, чтобы они не помешали ему действовать во имя спасения заблудших душ, как долго и терпеливо сносил оскорбления и поношения от всей Александрии. Они печалились о том, как были несправедливы к праведнику, но тем не менее, несмотря на его прощальное письмо, продолжали взаимно осуждать друг друга.

Тогда же, по извещению о преставлении святого преподобного Виталия, данному от ангела, явившегося ей, пришла и та, что хотела не вовремя рассказать о святых деяниях преподобного Виталия и была связана за то душевной болезнью. Она прикоснулась к останкам преподобного и тут же исцелилась. Видя это, к честным останкам старца стали приходить и другие больные с разными недугами и, прикоснувшись к телу святого, также на глазах всех расставались со своим нездоровьем.

О случившемся сообщили Патриарху Иоанну Милостивому. Тот сам поспешил к хижине у Солнечных ворот, где находилось тело усопшего святого инока. Когда Патриарх увидел и прочел письмо, которое оставил преподобный Виталий, то, обратившись к собравшимся, сказал, что вот что было бы, если б он поверил тем, кто доносил и клеветал на старца, – его постигла бы судьба того несчастного юноши. Он наказал бы смиренного и невинного и получил бы за это стократ большие удары, чем те, что были бы нанесены им безгрешному. Теперь же ему только остается возблагодарить Бога за то, что он не стал следовать доносам, и потому страшное возмездие его миновало. После слов Патриарха Иоанна все доносчики и все, кто осуждал святого преподобного Виталия, испытали чувство горчайшего стыда, получив такое поучение из уст Патриарха, а в сущности, урок от Самого Господа.

После этого Патриарх Иоанн вместе с клиром лично пронес останки святого через весь город к месту погребения. За ними, плача и молясь, шли раскаявшиеся ученицы преподобного Виталия, благодаря которому они не были потеряны для Царства Божия, и опечаленные горожане. Тело святого монаха преподобного Виталия Александрийского было упокоено со всеми христианскими почестями и словами прославления Господа, у Которого наверняка есть множество тех, кто самоотверженно служил Ему во все времена и служат сейчас, но при этом остаются в безвестности, и имена их славны лишь в очах Его, хотя чего можно желать более этого?

Юноша, получивший удар за оскорбление святого Виталия, принял иночество и посвятил свою жизнь Богу, а прочие жители Александрии, наученные горьким, но поучительным опытом, постановили для себя, что впредь никогда и никого не будут осуждать.

Значение иконы
«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7; 1–2): известный эпизод из Жития святого преподобного Виталия Александрийского – одна из самых полных иллюстраций к этим строкам из Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Святой преподобный Виталий Александрийский стяжал себе благодать в очах Бога, благодарную память и почитание – в сердцах верующих своим подвигом смирения, бескорыстия и искреннего и горячего желания послужить Господу, возвращая Богу заблудших раб Его. Но еще большее число душ он возвратил Богу, по воле Его и милости, из тех, кто полагал себя за безгрешных и осуждал тех, кого считал порочными.

В размышлениях над Житием святого преподобного Виталия, над уроком, который дал Господь жителям Александрии, и, примеряя этот урок на себя, поневоле задумаешься: а я-то сам или сама – свободны ли от порока осуждения ближнего? И всегда ли в своем осуждении мы справедливы? Всегда ли знаем все обстоятельства, при которых тот или иной человек совершает предосудительные, с нашей точки зрения, да и в целом с точки зрения общественности, поступки? Иногда тому, за что судим кого-либо – от якобы неверных взглядов на жизнь до ошибок или проступков, – предшествует достаточно времени. В нем могут быть скрыты неизвестные нам истинные мотивы и предпосылки тех или иных осуждаемых нами действий. Мы видим лишь внешние последствия, судим только по ним и наносим свой удар – чаще не физически, словом, но словом можно ударить больней, чем кинжалом. Большой русский поэт Вадим Шефнер сказал когда-то: «Словом можно убить, словом можно спасти».

Слово – это великая сила: в Священном Писании сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1; 1), а также: «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12; 37). Не задумываясь о действительной их мощи, мы уверенно произносим слова осуждения, а потом, когда получаем ответный удар, часто ли нам приходит в голову, что этот удар сходен с тем, что был нанесен александрийскому юноше за оскорбление святого Виталия (см. раздел «События из жизни святого»)? Нет ли и среди нас безгрешных «грешников», о которых судят люди за нечто внешнее, ими не понятое, и не о нас ли сказано: «Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего» (Мф. 7; 5)?

Какой уникальный, удивительный урок смирения был дан Богом жителям Александрии через святого преподобного Виталия! Как хорошо бы было, если бы как можно больше наших современников, дальних нам и близких, включая нас самих, переосмыслили бы его вновь каждый для себя. Представьте на миг, что все человечество перестало хотя бы один день осуждать друг друга – куда бы делись не только семейные и соседские распри, разве не замолкли бы все войны как величайшая нелепость нашего существования, подогреваемая искусственными поводами для осуждения, но не имеющая ни одной достойной причины в глазах Бога?

Пока этого не случилось. Но даже если чья-то жизнь нам видится далекой от чистоты и благочестия, лучше просить Бога и святых Его о прощении и спасении его души, а самим – следить за своими собственными мыслями и делами, следуя словам Господним и последнему обращению преподобного Виталия Александрийского к каждому из нас: «Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

СВЯТОЙ Виталий родился во второй половине 6-го столетия. С юности он поступил в монастырь преподобного Серида около города Газы в Святой Земле, и здесь в течение многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60-ти лет Виталий покинул свою обитель и переселился в Александрию. В то время Александрийскую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609-620 гг.).

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений.

Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Женщины, привыкшие к тому, что все воспринимали их лишь как товар и орудие для удовлетворения собственной похоти, столкнулись с проявлением подлинной христианской любви и святости. Такая встреча не могла не изменить жизнь хотя бы некоторых из них. Кроме того, преподобный Виталий составил помянник, в который записал всех падших женщин Александрии (можно представить, каким длинным был этот список, учитывая огромный размер города) и каждый день горячо молился за них. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха"". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.

Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.

Тропарь преподобному, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Виталие, дух твой.
Кондак преподобному, глас 2: Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Виталие, моли непрестанно о всех нас.
Величание преподобному: Ублажаем тя, преподобне отче Виталие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

, преподобный .

После многих лет монашеской жизни в монастыре преподобного аввы Серида , достигнув 60-летнего возраста, святой пришёл в Александрию при святителе Иоанне Милостивом , патриархе Александрийском (609-620).

Преподобный дерзнул взять на себя необычайный подвиг: записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Святой трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в её комнате, и пока та спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись: их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила её и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением святого Виталия, донесли на него патриарху Иоанну Милостивому (609-620). Но тот не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе ? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому . Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжёг их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.

Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу-блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит имя Христово. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келье и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша смог владеть собой, то побежал к келье преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей кельи он окончательно пришёл в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь кельи, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придёт Господь, Праведный Судия".

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всём, случившемся с нею. Когда о смерти преподобного Виталия узнали другие спасённые им женщины, они собрались и также свидетельствовали о добродетелях и милости святого.

Преподобный Виталий, инок монастыря преподобного Серида, пришел в Александрию при (память 12 ноября), Патриархе Александрийском (609-620).

Святой, достигнув старости (ему было 60 лет), дерзнул взять на себя необычайный подвиг: он записал к себе в помянник всех блудниц Александрии и начал усердно молиться о них. Преподобный трудился с утра до вечера и зарабатывал каждый день 12 медных монет. Вечером святой покупал себе один боб, который съедал не ранее заката солнца. Остальные деньги он отдавал одной из блудниц, к которой приходил на ночь и говорил: "Умоляю тебя, за эти деньги соблюди себя в чистоте эту ночь, не греши ни с кем". Затем преподобный запирался с блудницей в ее комнате, и пока блудница спала, старец всю ночь молился, читая псалмы, а утром тихо уходил от нее. И так он делал каждый день, посещая по очереди всех блудниц, причем брал с них клятву, что они сохранят в тайне цель его посещений. Жители Александрии, не зная правды, возмущались поведением инока, всячески оскорбляли его, а он покорно терпел все насмешки и только просил не осуждать других.

Святые молитвы преподобного Виталия спасли многих падших женщин. Одни из них ушли в монастыри, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Но рассказать о причине своего исправления и тем снять обвинения с преподобного Виталия они боялись - их связывала клятва, взятая святым. Когда одна из женщин нарушила ее и стала оправдывать монаха, она впала в беснование. Александрийцы после этого не сомневались в греховности преподобного.

Некоторые клирики, соблазнившиеся поведением монаха, донесли на него святому Патриарху Иоанну Милостивому. Но он не поверил доносчикам и сказал: "Перестаньте осуждать, особенно иноков. Разве не знаете, что произошло на Первом Никейском Соборе? Некоторые из епископов и клириков принесли друг на друга письменные доносы блаженной памяти царю Константину Великому. Он повелел принести зажженную свечу и, даже не прочитав писаний, сжег их и сказал: "Если бы я собственными глазами увидел согрешающего епископа, или священника, или инока, то покрыл бы такого своей одеждой, чтобы никто не видел его греха"". Так мудрый святитель пристыдил клеветников.

Преподобный Виталий продолжал свой трудный подвиг: являясь перед людьми грешником и блудником, он приводил заблудших к покаянию.

Однажды, выходя из блудилища, преподобный встретил шедшего туда юношу - блудника, который с бранью ударил его по щеке и закричал, что монах позорит Имя Христа. Преподобный ответил ему: "Поверь мне, что за меня, смиренного, и ты получишь такой удар по щеке, что вся Александрия сбежится на твой крик".

Спустя некоторое время преподобный Виталий поселился в небольшой келлии и в ней ночью скончался. В тот же час перед юношей, ударившим старца, появился страшный бес, ударил его по щеке и закричал: "Вот тебе удар от монаха Виталия". Юноша начал бесноваться. Он в исступлении катался по земле, рвал на себе одежду и кричал так громко, что собрал множество народа.

Когда через несколько часов юноша пришел в себя, то побежал к келлии преподобного, взывая: "Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя". У дверей келлии он окончательно пришел в себя и рассказал собравшимся о своей встрече с преподобным Виталием. Затем юноша постучал в дверь келлии, но не получил ответа. Когда дверь взломали, то увидели, что преподобный преставился к Богу, стоя на коленях перед иконой. В руках у него был свиток со словами: "Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия".

В это время пришла бесноватая женщина, наказанная преподобным за нарушение тайны его подвига. Прикоснувшись к телу святого, она исцелилась и рассказала народу обо всем, случившемся с нею.

Когда о смерти преподобного Виталия узнали спасенные им женщины, они собрались и рассказали о добродетелях и милости святого.

Святитель Иоанн Милостивый радовался, что не поверил клеветникам и не осудил праведника. Затем при стечении покаявшихся женщин, обращенных преподобным Виталием, святой Патриарх торжественно пронес его останки через весь город и предал их честному погребению. С тех пор многие александрийцы положили себе завет не осуждать никого.